1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе
разработана на основе программ Е.В. Колесниковой, Л.Г. Петерсона, Гаврина С.Е.
и состоит из трех направлений «Подготовка к обучению письму и чтению», «Развитие речи», «Математические ступеньки».
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути
освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко - буквенной системе родного языка и
на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное
усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных
игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.
Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически
выде-лять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от
первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение
анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при
ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.
Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую
атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а так же воспитание
воли, привычки к умственному труду.
Идея второго направления нацелена на развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей
(лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности, практическому овладению воспитанниками нормами русской речи.
Ведущей идеей третьего направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности. Математика способствует развитию у
детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности,
строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные
предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению
кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о
числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на
основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими
или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач
важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям
учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на уроках математики имеет игровая деятельность,
яркий и разнообразный дидактический материал.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
1.1 Нормативно – правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022г. № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3.Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года,
утверждена Постановлением Правительства Свердловской области № 900-ПП от
07.12.2017;
4.Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года», утверждена Постановлением
Правительства Свердловской области № 919-ПП от 29.12.2016;
5.Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 г.
№588-ПП «Об утверждении стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
10. Письмо Министерства образования науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г.
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ».
1.2 Направленность программы
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к
школе имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию
мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего
развития личности ребёнка. Рабочая программа для детей 6-7 лет представлена 2мя направлениями: первое направление - «Обучение
грамоте и письму», составленное и разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой
Е.В. и Гавриной С.Е. и второе направление: Петерсона Л.Г. «Математическое развитие».
1.3 Актуальность программы
Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у
ребенка психо-логическую и общеучебную готовность к школе. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с
первоначальными элементами грамоты. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также
формируют личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками,
буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции,
научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
1.4 Отличительная особенность программы, новизна
Ведущей идеей данной программы – создание комфортной среды общения
для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Содержание программы ориентировано на:
-обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
-формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и
уровню образовательной программы картины мира;
-формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
направлено на:
-создание условий для развития личности ребенка;
-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
-профилактику асоциального поведения;
-создание условий для
самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
-укрепление психического и физического здоровья ребенка;
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
При реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию.
1.5. Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предназначена для детей 6-7 лет, с их возрастными и индивидуальными возможностями усвоения программы.
1.6. Возрастные особенности
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей
в возрасте от 6 до 7 лет.
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так
резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу.
1. Социальное развитие: умеют общаться со сверстниками и взрослыми; •
знают основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой,
но и в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить
эти границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;
тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
2. Организация деятельности: способны воспринимать инструкцию и по ней
выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они
все еще нуждаются в организующей помощи; могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут; способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем
им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности; способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную
оценку и нуждаются в ней; способны самостоятельно исправить ошибки и вносить
коррекцию по ходу деятельности.
3. Речевое развитие: способны правильно произносить все звуки родного
языка и к простейшему звуковому анализу слов; обладают хорошим словарным запасом; грамматически правильно строят предложения; умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;
свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают
вопросы, умеют выражать свою мысль; способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно; способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
4. Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации
и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинноследственных связей; проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию; имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
5. Развитие внимания: способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных
особенностей ребенка.
6. Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2); преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; дети способны к произвольному запоминанию; умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы,
чем словесные рассуждения; способны овладеть приемами логического запоминания; не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой.
7. Развитие мышления: наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление; доступна логическая форма мышления.
8. Зрительно-пространственное восприятие: способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед —
возле, сверху — внизу, справа — слева); способны определять и различать простые
геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб); способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить
часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры
(конструкции) из деталей.
9. Зрительно-моторные координации: способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального:
то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
10. Личностное развитие, самосознание, самооценка: способны осознавать
свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться; не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
11. Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; интерес к миру
взрослых, стремление быть похожим на них; проявляют познавательные интересы;
устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения с взрослыми и
сверстниками.
12. Произвольность: способны к волевой регуляции поведения (на основе
внутренних побуждений и установленных правил), способны проявить
настойчивость, преодолевать трудности.
1.7. Форма обучения
Форма организации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – очная, групповые занятия.
1.8. Формы организации образовательного процесса
Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка, включают в себя:
- разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
- введение игрового персонажа
- экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения,
- графические, фонематические, грамматические игры,
- игры на развитие внимания, памяти
- физкультминутки;
- веселые дидактические игры;
- самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки;
- занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков.
Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия:
- анализ, классификация предметов;
- обобщение по заданному признаку;
- сравнение и выделение главного;
- простые умозаключения;
- действия по предложенной схеме-алгоритму
Игровые занятия для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями;
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
- сравнение количества предметов;
- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.
1.9. Общее количество часов в год.
Общее количество часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляет – 72 часа в год.
1.10. Уровень программы.
Уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – базовый.
1.11. Особенности организации образовательного процесса.
Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка. Занятия проводятся с подгруппой детей (не более 20 человек), в группах одного возраста детей.
Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю. Продолжительность занятия: 30 минут. Занятие проводится во вторник в 16.00-16.30 и пятницу
в 16.00 – 16.30.
2 Цели и задачи программы
Цель программы:
– формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для
успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов,
комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие
годы.
Задачи программы:
Образовательные:
Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и
глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять
предложение из двух, трех, четырех слов.
Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса,
темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.
Развивающие:
Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать
звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их
изолированно.
Развитие мотивации учения.
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Развитие произвольности психических процессов.
Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих
способностей.
Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых
усилий.
Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических
задач.
Воспитательные:
-Воспитание умения работать
-Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
-Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
-Привитие элементарных гигиенических правил письма;
-Воспитание усидчивости;
-Воспитание способности к самостоятельному выполнению заданий.
2.1 Объем и срок освоения программы
Продолжительность реализации программы – один год (период с сентября
по май месяц включительно, 72 часа в год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю. Продолжительность занятия: 30 минут. Занятие проводится во
вторник в 16.00-16.30 и пятницу в 16.00 – 16.30
Программа «Подготовка к школе» реализуется в три этапа:
1
этап: диагностический. Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения ООД ДПО на начало учебного года.
2
этап: развивающий. Цель: проведение развивающей ООД с детьми.
3
этап: итоговый. Цель: мониторинг проведения ООД ДПО на конец
учебного года.
2.2 Содержание программы
2.21 Учебный план
Учебный план
№
Название курса
Количество часов в
год
1.
Подготовка к обучению
письму и чтению
17 ч
2.
Развитие речи
17 ч
3.
Математические
ступеньки
38 ч
Всего:
72 ч.
2.3 Планируемые результаты
К концу учебного года предполагаем, что ребенок будет знать:
знать буквы русского алфавита;
писать буквы русского алфавита в клетке;
определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и
глухие согласные звуки;
пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный
квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);
уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.
соотносить звук и букву:
писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; проводить звуковой анализ слов;
читать слова, слоги, предложения, небольшие тексты;
правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.
числа второго десятка и записывать их;
понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
использовать и писать математические знаки;
сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания;
раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины;
ориентироваться на листе бумаги в клетку;
определять положение предмета по отношению к другому;
решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
понимать задание и выполнять его самостоятельно;
проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
2.4 Условия реализации программы.
Календарный учебный график.
Дата начала учебного года - 01.09.2024г.
Дата окончания учебного года – 31.05.2025г.
Количество недель – 34.
Количество занятий в неделю – 2.
Общее количество часов – 72.
Занятия проводятся в очной форме.
3 Список литературы
3.1 Список литературы для педагога
1.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников
элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2017 г.
2.Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет»
3.Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька
4.Соловьева Е. В. «Математика и логика для дошкольников»
5.Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
6. Яфаева В. Г. «Математика в художественном слове»
7.Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство
ЮВЕНТА Москва 2010г
8.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.
9.Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.
10."Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь дошкольников по обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина.
3.2 Список литературы воспитанников и родителей
1. Л.Г. Петерсон «Раз –ступенька, два- ступенька»
2. Прописи Е.В. Колесникова
3. Гаврина С.Е. «Учимся рассказывать по картинкам»