1. Пояснительная записка. Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе разработана на основе программ Е.В. Колесниковой, Л.Г. Петерсона, Гаврина С.Е. и состоит из трех направлений «Подготовка к обучению письму и чтению», «Развитие речи», «Математические ступеньки». В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко - буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности. Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выде-лять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма. Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др. Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками. Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память. Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а так же воспитание воли, привычки к умственному труду. Идея второго направления нацелена на развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности, практическому овладению воспитанниками нормами русской речи. Ведущей идеей третьего направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на уроках математики имеет игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический материал. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей. 1.1 Нормативно – правовая база Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022г. № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3.Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утверждена Постановлением Правительства Свердловской области № 900-ПП от 07.12.2017; 4.Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года», утверждена Постановлением Правительства Свердловской области № 919-ПП от 29.12.2016; 5.Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 г. №588-ПП «Об утверждении стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". 10. Письмо Министерства образования науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ». 1.2 Направленность программы Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Рабочая программа для детей 6-7 лет представлена 2мя направлениями: первое направление - «Обучение грамоте и письму», составленное и разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой Е.В. и Гавриной С.Е. и второе направление: Петерсона Л.Г. «Математическое развитие». 1.3 Актуальность программы Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка психо-логическую и общеучебную готовность к школе. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе. 1.4 Отличительная особенность программы, новизна Ведущей идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. Содержание программы ориентировано на: -обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; -формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; -формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. направлено на: -создание условий для развития личности ребенка; -развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; -обеспечение эмоционального благополучия ребенка; -приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; -профилактику асоциального поведения; -создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры; -укрепление психического и физического здоровья ребенка; Основные принципы работы: - учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста; - уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; - комплексный подход; - систематичность и последовательность; - вариативность занятий; - наглядность. При реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. 1.5. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей 6-7 лет, с их возрастными и индивидуальными возможностями усвоения программы. 1.6. Возрастные особенности Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. 1. Социальное развитие: умеют общаться со сверстниками и взрослыми; • знают основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче; тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. 2. Организация деятельности: способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи; могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут; способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности; способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней; способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности. 3. Речевое развитие: способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов; обладают хорошим словарным запасом; грамматически правильно строят предложения; умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать; свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль; способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно; способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения. 4. Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинноследственных связей; проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию; имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни. 5. Развитие внимания: способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка. 6. Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2); преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; дети способны к произвольному запоминанию; умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; способны овладеть приемами логического запоминания; не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой. 7. Развитие мышления: наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление; доступна логическая форма мышления. 8. Зрительно-пространственное восприятие: способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева); способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб); способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей. 9. Зрительно-моторные координации: способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого. 10. Личностное развитие, самосознание, самооценка: способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться; не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей). 11. Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них; проявляют познавательные интересы; устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. 12. Произвольность: способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил), способны проявить настойчивость, преодолевать трудности. 1.7. Форма обучения Форма организации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – очная, групповые занятия. 1.8. Формы организации образовательного процесса Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка, включают в себя: - разнообразные пальчиковые игры и упражнения; - введение игрового персонажа - экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, - графические, фонематические, грамматические игры, - игры на развитие внимания, памяти - физкультминутки; - веселые дидактические игры; - самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях; - игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки; - занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков. Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия: - анализ, классификация предметов; - обобщение по заданному признаку; - сравнение и выделение главного; - простые умозаключения; - действия по предложенной схеме-алгоритму Игровые занятия для развития математических способностей: - овладение счетными операциями; - формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени; - сравнение количества предметов; - освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание); - решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание. Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ. 1.9. Общее количество часов в год. Общее количество часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляет – 72 часа в год. 1.10. Уровень программы. Уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – базовый. 1.11. Особенности организации образовательного процесса. Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка. Занятия проводятся с подгруппой детей (не более 20 человек), в группах одного возраста детей. Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю. Продолжительность занятия: 30 минут. Занятие проводится во вторник в 16.00-16.30 и пятницу в 16.00 – 16.30. 2 Цели и задачи программы Цель программы: – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы. Задачи программы: Образовательные: Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов. Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно. Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий. Развивающие: Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно. Развитие мотивации учения. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Развитие произвольности психических процессов. Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий. Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач. Воспитательные: -Воспитание умения работать -Воспитание самостоятельности при выполнении заданий -Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим -Привитие элементарных гигиенических правил письма; -Воспитание усидчивости; -Воспитание способности к самостоятельному выполнению заданий. 2.1 Объем и срок освоения программы Продолжительность реализации программы – один год (период с сентября по май месяц включительно, 72 часа в год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю. Продолжительность занятия: 30 минут. Занятие проводится во вторник в 16.00-16.30 и пятницу в 16.00 – 16.30 Программа «Подготовка к школе» реализуется в три этапа: 1 этап: диагностический. Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения ООД ДПО на начало учебного года. 2 этап: развивающий. Цель: проведение развивающей ООД с детьми. 3 этап: итоговый. Цель: мониторинг проведения ООД ДПО на конец учебного года. 2.2 Содержание программы 2.21 Учебный план Учебный план № Название курса Количество часов в год 1. Подготовка к обучению письму и чтению 17 ч 2. Развитие речи 17 ч 3. Математические ступеньки 38 ч Всего: 72 ч. 2.3 Планируемые результаты К концу учебного года предполагаем, что ребенок будет знать: знать буквы русского алфавита; писать буквы русского алфавита в клетке; определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце; различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки; пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат); уметь записывать слово условными обозначениями, буквами. соотносить звук и букву: писать слова, предложения условными обозначениями, буквами; определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; проводить звуковой анализ слов; читать слова, слоги, предложения, небольшие тексты; правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»; составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его. числа второго десятка и записывать их; понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; использовать и писать математические знаки; сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству; дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов; преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания; раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10; измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины; ориентироваться на листе бумаги в клетку; определять положение предмета по отношению к другому; решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; понимать задание и выполнять его самостоятельно; проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы. 2.4 Условия реализации программы. Календарный учебный график. Дата начала учебного года - 01.09.2024г. Дата окончания учебного года – 31.05.2025г. Количество недель – 34. Количество занятий в неделю – 2. Общее количество часов – 72. Занятия проводятся в очной форме. 3 Список литературы 3.1 Список литературы для педагога 1.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2017 г. 2.Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет» 3.Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька 4.Соловьева Е. В. «Математика и логика для дошкольников» 5.Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников» 6. Яфаева В. Г. «Математика в художественном слове» 7.Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г 8.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г. 9.Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г. 10."Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь дошкольников по обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. 3.2 Список литературы воспитанников и родителей 1. Л.Г. Петерсон «Раз –ступенька, два- ступенька» 2. Прописи Е.В. Колесникова 3. Гаврина С.Е. «Учимся рассказывать по картинкам»