Рабочая программа Грамотейка

1. Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе
разработана на основе программ Е.В. Колесниковой, Л.Г. Петерсона, Гаврина С.Е.
и состоит из трех направлений «Подготовка к обучению письму и чтению», «Развитие речи», «Математические ступеньки».
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути
освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко - буквенной системе родного языка и
на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное
усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных
игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.
Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически
выде-лять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от
первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение
анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при
ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.
Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую
атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а так же воспитание
воли, привычки к умственному труду.
Идея второго направления нацелена на развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей
(лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности, практическому овладению воспитанниками нормами русской речи.
Ведущей идеей третьего направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности. Математика способствует развитию у
детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности,
строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные
предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению

кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о
числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на
основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими
или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач
важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям
учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на уроках математики имеет игровая деятельность,
яркий и разнообразный дидактический материал.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

1.1 Нормативно – правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022г. № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3.Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года,
утверждена Постановлением Правительства Свердловской области № 900-ПП от
07.12.2017;
4.Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года», утверждена Постановлением
Правительства Свердловской области № 919-ПП от 29.12.2016;
5.Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 г.
№588-ПП «Об утверждении стратегии развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
10. Письмо Министерства образования науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г.
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ».
1.2 Направленность программы
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к
школе имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию
мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего
развития личности ребёнка. Рабочая программа для детей 6-7 лет представлена 2мя направлениями: первое направление - «Обучение
грамоте и письму», составленное и разработанное на основе программ и пособий: Колесниковой
Е.В. и Гавриной С.Е. и второе направление: Петерсона Л.Г. «Математическое развитие».
1.3 Актуальность программы
Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у
ребенка психо-логическую и общеучебную готовность к школе. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с
первоначальными элементами грамоты. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также
формируют личностные качества дошкольников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками,

буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции,
научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной
координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
1.4 Отличительная особенность программы, новизна
Ведущей идеей данной программы – создание комфортной среды общения
для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Содержание программы ориентировано на:
-обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
-формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и
уровню образовательной программы картины мира;
-формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
направлено на:
-создание условий для развития личности ребенка;
-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
-профилактику асоциального поведения;
-создание условий для
самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
-укрепление психического и физического здоровья ребенка;
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
При реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию.
1.5. Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предназначена для детей 6-7 лет, с их возрастными и индивидуальными возможностями усвоения программы.

1.6. Возрастные особенности
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей
в возрасте от 6 до 7 лет.
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так
резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу.
1. Социальное развитие: умеют общаться со сверстниками и взрослыми; •
знают основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой,
но и в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить
эти границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;
тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
2. Организация деятельности: способны воспринимать инструкцию и по ней
выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они
все еще нуждаются в организующей помощи; могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут; способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем
им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности; способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную
оценку и нуждаются в ней; способны самостоятельно исправить ошибки и вносить
коррекцию по ходу деятельности.
3. Речевое развитие: способны правильно произносить все звуки родного
языка и к простейшему звуковому анализу слов; обладают хорошим словарным запасом; грамматически правильно строят предложения; умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;
свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают
вопросы, умеют выражать свою мысль; способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно; способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
4. Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации
и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинноследственных связей; проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию; имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
5. Развитие внимания: способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных
особенностей ребенка.
6. Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2); преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; дети способны к произвольному запоминанию; умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы,

чем словесные рассуждения; способны овладеть приемами логического запоминания; не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой.
7. Развитие мышления: наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление; доступна логическая форма мышления.
8. Зрительно-пространственное восприятие: способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед —
возле, сверху — внизу, справа — слева); способны определять и различать простые
геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб); способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить
часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры
(конструкции) из деталей.
9. Зрительно-моторные координации: способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального:
то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
10. Личностное развитие, самосознание, самооценка: способны осознавать
свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться; не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
11. Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; интерес к миру
взрослых, стремление быть похожим на них; проявляют познавательные интересы;
устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения с взрослыми и
сверстниками.
12. Произвольность: способны к волевой регуляции поведения (на основе
внутренних побуждений и установленных правил), способны проявить
настойчивость, преодолевать трудности.
1.7. Форма обучения
Форма организации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – очная, групповые занятия.
1.8. Формы организации образовательного процесса
Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка, включают в себя:
- разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
- введение игрового персонажа
- экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения,
- графические, фонематические, грамматические игры,
- игры на развитие внимания, памяти
- физкультминутки;
- веселые дидактические игры;
- самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях;

- игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки;
- занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков.
Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия:
- анализ, классификация предметов;
- обобщение по заданному признаку;
- сравнение и выделение главного;
- простые умозаключения;
- действия по предложенной схеме-алгоритму
Игровые занятия для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями;
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
- сравнение количества предметов;
- освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.
Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.
1.9. Общее количество часов в год.
Общее количество часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляет – 72 часа в год.
1.10. Уровень программы.
Уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – базовый.
1.11. Особенности организации образовательного процесса.
Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка. Занятия проводятся с подгруппой детей (не более 20 человек), в группах одного возраста детей.
Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю. Продолжительность занятия: 30 минут. Занятие проводится во вторник в 16.00-16.30 и пятницу
в 16.00 – 16.30.

2 Цели и задачи программы
Цель программы:
– формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для
успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов,
комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие
годы.
Задачи программы:
Образовательные:
Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и
глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять
предложение из двух, трех, четырех слов.
Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса,
темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.
Развивающие:
Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать
звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их
изолированно.
Развитие мотивации учения.
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Развитие произвольности психических процессов.
Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих
способностей.
Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых
усилий.
Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических
задач.
Воспитательные:
-Воспитание умения работать
-Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
-Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
-Привитие элементарных гигиенических правил письма;

-Воспитание усидчивости;
-Воспитание способности к самостоятельному выполнению заданий.

2.1 Объем и срок освоения программы
Продолжительность реализации программы – один год (период с сентября
по май месяц включительно, 72 часа в год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю. Продолжительность занятия: 30 минут. Занятие проводится во
вторник в 16.00-16.30 и пятницу в 16.00 – 16.30
Программа «Подготовка к школе» реализуется в три этапа:
1
этап: диагностический. Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения ООД ДПО на начало учебного года.
2
этап: развивающий. Цель: проведение развивающей ООД с детьми.
3
этап: итоговый. Цель: мониторинг проведения ООД ДПО на конец
учебного года.
2.2 Содержание программы
2.21 Учебный план
Учебный план
№

Название курса

Количество часов в
год

1.

Подготовка к обучению
письму и чтению

17 ч

2.

Развитие речи

17 ч

3.

Математические
ступеньки

38 ч

Всего:

72 ч.

2.3 Планируемые результаты
К концу учебного года предполагаем, что ребенок будет знать:

знать буквы русского алфавита;

писать буквы русского алфавита в клетке;

определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и
глухие согласные звуки;

пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный
квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);

уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.

соотносить звук и букву:

писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;

определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; проводить звуковой анализ слов;

читать слова, слоги, предложения, небольшие тексты;

правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.

числа второго десятка и записывать их;

понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

использовать и писать математические знаки;

сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания;

раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины;

ориентироваться на листе бумаги в клетку;

определять положение предмета по отношению к другому;

решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;

понимать задание и выполнять его самостоятельно;

проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.


2.4 Условия реализации программы.
Календарный учебный график.
Дата начала учебного года - 01.09.2024г.
Дата окончания учебного года – 31.05.2025г.
Количество недель – 34.
Количество занятий в неделю – 2.
Общее количество часов – 72.
Занятия проводятся в очной форме.

3 Список литературы
3.1 Список литературы для педагога
1.Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников
элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2017 г.
2.Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет»
3.Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька
4.Соловьева Е. В. «Математика и логика для дошкольников»
5.Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников»
6. Яфаева В. Г. «Математика в художественном слове»
7.Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство
ЮВЕНТА Москва 2010г
8.Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева. Азбука. Мой первый учебник. Издательство ЮВЕНТА. Москва 2010 г.
9.Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 т № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник». Издательство ЮВЕНТА. 2010 г.
10."Буквы и слоги", "Слова и предложения" - тетрадь дошкольников по обучению грамоте С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина.
3.2 Список литературы воспитанников и родителей
1. Л.Г. Петерсон «Раз –ступенька, два- ступенька»
2. Прописи Е.В. Колесникова
3. Гаврина С.Е. «Учимся рассказывать по картинкам»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».