ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п
Содержание
1.
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
2.
3.
Содержание общеразвивающей программы
3.1 Учебно-тематический план
4.
5.
6.
7.
3.2 Содержание учебного (тематического) плана
Планируемые результаты
Организационно-педагогические условия
5.1 Материально-техническое обеспечение:
5.2 Информационное обеспечение
5.3 Кадровое обеспечение
5.4 Методические обеспечение
Форма аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы
2
Страница
3
5
5
5
6
7
7
7
8
8
8
9
10
Пояснительная записка.
Программа «Песочные сказки» разработана для дополнительного образования детей
дошкольного возраста, имеет художественную направленность. По виду является
модифицированной. Включает элементы программы Крыловой О.Ю. «Обучение рисованию песком
на световом столе детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников,
доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще
один способ понять чувства ребенка.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети
создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка
превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand
art, то есть "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени",
прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из
важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, тесно связано с
самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.
По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка.
Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику
преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными
материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.
Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь,
обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Программа «Песочные сказки» рассчитана на обучение детей дошкольного возраста от 3-х до
5 лет.
Работа с световыми планшетами многофункциональна: их можно использовать по пяти областям:
развитие речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое и
физическое.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы
с требованиями жизни. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать
современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В процессе рисования
происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус,
наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер.
Песочная анимация развивает ребѐнка всесторонне, задействуя мелкую моторику рук, а также
координацию, точность движений и прочие факторы, являющиеся сильнейшим стимулом для
общего развития детей. Имеет большую заинтересованность детьми за счѐт сочетания трѐх
компонентов: песок, подсветка стола и музыка. Сочетает в себе не только педагогические
(художественно-творческие), но и арт-терапевтические аспекты: полезно как пассивным детям,
стимулируя их на успех и преодоление комплекса «плохого художника, так и гиперактивным детям,
заземляя их «отрицательную» энергию.
Отличительные особенности состоит в развитии художественного и творческого потенциала
личности ребенка на основе внедрения в образовательный процесс нетрадиционной техники искусство рисования песком на светящейся поверхности.
Адресат общеразвивающей программы. Дети дошкольного возраста 3 до 5 лет.
В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического
развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он
заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это
период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со
своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная,
полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении
3
личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути
человека.
Количество детей в группе: 6-8 человек.
Срок реализации: 2 года Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 20 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Объѐм общеразвивающей программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь
период обучения, необходимых для освоения программы - 36 часов.
Срок освоения: программа рассчитана на два года обучения.
Уровневость: стартовый уровень. Предполагаются использование и реализация общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения
содержания общеразвивающей программы. Программа знакомит обучающихся с первоначальными
знаниями в области художественного творчества, формирует начальные навыки владения
различными видами художественного творчества.
Формы обучения: занятия проводятся по группам. Группы формируются из обучающихся одного
возраста. Состав группы обучающихся – постоянный. Форма обучения очная.
Виды занятий: Практическое занятие, мастер-класс, открытое занятие.
Формы подведения результатов: Беседа, опрос, наблюдение, анализ работ, выставки, конкурсы.
4
2 . Цель и задачи программы.
Цель: стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности
с помощью техники рисования песком.
В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются
следующие задачи:
Обучающие:
обучение техническим приемам и способам изображения с использованием песка;
формирование определенных навыков в работе с песком;
познание детьми особенностей песка, его свойств (сыпучесть, рыхлость);
формирование аналитического восприятия изображаемых предметов;
Развивающие:
развитие интереса обучающихся к анимационной деятельности;
развитие художественно-творческих, индивидуальных способностей личности ребенка;
развитие художественно-эстетического вкуса, фантазии, изобретательности, логического
мышления и пространственного воображения;
развитие дикции, выразительности речи;
развитие познавательной активности детей, памяти, внимания, мышления, творческого
воображения, креативности;
развитие навыков саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний; развитие
мелкой моторики;
Воспитательные:
воспитание нравственных качеств личности ребенка,
эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
воспитание аккуратности, целеустремленности;
воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
3 .Содержание общеразвивающей программы
3 .1 Учебно-тематический план
№ Название раздела, темы
п/п
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/контроля
1
Введение
1.5
0.5
1
Беседа, наблюдение
2
3
4
5
Три стихии
Зимушка – зима
Формы и объекты
Весна
Космос
Фантазии
5.5
6
6
5
5
7
1
1
1
1
1
1
4.5
5
5
4
4
6
Анализ работ, опрос
Анализ работ, опрос
Анализ работ, опрос
Анализ работ, опрос
Анализ работ, опрос
Анализ работ, опрос
5
6
Выполнение
самостоятельной
творческой работырисование.
Контрольные и
итоговые занятия
Итого:
36
6.5
29.5
3.2 Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1 Введение.
Теория. История создания направления рисования песком на световом столе.
Знакомство с основными свойствами и изобразительными возможностями песка.
Практика. Знакомство с приемами работы с песком: рисование подушечками пальцев рук (от 1 до
5); отодвигание (фалангой пальца, ребром и ладонью); высыпание из ладони (горкой, струей,
взмахом).
Форма подведения итогов. Показ песочных композиций. Тема
2 Три стихии.
Теория. Три блока – «Вода», «Земля», «Воздух». Тематика каждого блока включает в себя
знакомство с особенностями пейзажной композиции, предметного и животного мира.
Практика. Водная стихия (видеоряд) и приемы изображения волн. Динамика состояний океана.
Упражнение «Орнамент морской». Растения и живые существа подводного мира. Воздушная стихия
(видеоряд) и приѐмы изображения воздушной перспективы. Облака и перспектива. Изображение
различных состояний природных явлений (гроза, буря, смерч, ясно). Птицы (видеоряд) и
изображение. Изображение объектов в воздухе, например, воздушного змея или воздушного шара.
Изображение перспективы. Стихия земли (видеоряд), изображение пейзажа джунглей, гор, пустыни
и их животный мир.
Форма подведения итогов. Портфолио, показ песочных композиций.
Тема 3 «Зимушка – зима».
Теория. Закрепление умения использовать приемы изображения на песке. Зимний пейзаж.
Практика. Зимний пейзаж (зрительный ряд), изображение вьюги, снегопада, поземки. Изображение
пейзажа в перспективе. Изображение пейзажа за окном (анимационный переход). Изображение
морозных узоров. Натюрморт со свечей. Елочка (насып, рисование, отодвигание).
Форма подведения итогов. Показ песочных композиций, фотовыставка.
Тема 4 Формы и объекты.
Теория. Геометрических фигуры и формы, их преобразование в объекты, способах их изображения
песком.
Практика. Изображение разных форм и фигур, формы и перспективы. Изображение предметов
цилиндрической формы и светотеневые отношения на предметах. Построение композиции в
натюрморте. Изображение куба и линейной перспективы. Построение дома. Улица и одноточечная
перспектива.
Форма подведения итогов. Портфолио, показ песочных композиций.
Тема 5 Весна.
Теория. Знакомство с приемами изображения лица человека. Варианты выразительной
эмоциональной передачи образа весны в портрете, пейзаже, натюрморте и сюжетной композиции.
Практика. Пропорции лица. Изображение различных эмоций человека. Работа над светотеневыми
отношениями головы человека. Работа над композицией в натюрморте и пейзаже.
Форма подведения итогов. Портфолио, показ песочных композиций.
Тема 6 Космос.
6
Теория. Раздел предполагает закрепление умения использования приемов изображения на песке и
применение их в космической тематике, знакомство со способами изображения человека в
движении.
Практика. Планета земля (видеоряд) и изображение космического сюжета, используя такие образы
как: планеты солнечной системы, кометы, млечный путь, первый спутник Земли, ракеты, космические
станции. Изображение космонавтов в движении. Фантастические пейзажи, инопланетные жители и
их изображение.
Форма подведения итогов. Портфолио, показ песочных композиций.
Тема 7 Фантазии.
Теория. Раздел дается в конце учебного года и предоставляет детям возможность полностью раскрыть
свои творческие способности и реализовать полученные умения и навыки в самостоятельных
композициях.
Практика. Гармония света и тени на практике изображения различных образов. Построение
композиции и образы, раскрывающие замысел задуманного. Использование приѐмов работы с песком в
передаче изображаемых образов.
Форма подведения итогов. Портфолио, показ песочных композиций.
4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения
творческой задачи;
развить стремление к творческой самореализации средствами художественной
деятельности.
Личностные результаты:
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной
деятельности.
Предметные результаты:
освоение технических приемов и способов изображения с использованием песка;
овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие
стремления к общению с искусством.
5. Организационно-педагогические условия
5.1 Материально-техническое обеспечение:
Помещение для занятий - просторное, хорошо освященное и проветриваемое помещение,
отвечающее санитарным нормам.
Оснащенность кабинета: столы, шкаф для хранения учебных материалов, стулья, компьютер,
проектор
Материалы, необходимые для реализации программы:
7
1 Световые планшеты
2 Чистый цветной и натурального цвета песок разных фракций, 3
Музыкальное сопровождение на CD.
4 Материалы для рисования:
кондитерского шприца (бумажный кулѐк);
массажный мяч;
ситечко;
трафареты;
трубочки (выдувание рисунков);
декоративные украшения (камни, палочки разной формы, цвета, размера);
кисти;
мелкие игрушки.
5.2
Информационное обеспечение:
Образовательный процесс обязательно обеспечивается наглядным аудио и видеоматериалами по
сопутствующим темам каждого раздела.
Использование источников сети Интернет для работы.
http://www.sandpictures.ru SAND ART – это искусство песка
http://www.u-sovenka.ru У Совѐнка – сайт о развития детей
http://www.anna-leshchenko.com/pesok художественная студия Анны Лещенко
http://www.vita-studia.com песочная анимация
http://www.sandproject.ru Песочный проект SandProject. Студия рисования песком.
5.3 Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования Сергеева Юлия Валентиновна
2020 год. Диплом о профессиональной переподготовке В ЦДПО «Экстерн» ООО
«Международные образовательные проекты» по программе «Педагогическая деятельность по
реализации дополнительных образовательных программ (художественная направленность)».
Присвоена квалификация «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», 288 часов.
5.4
Методические обеспечение:
Дидактические материалы:
Фотографии детских рисунков, изображенных на песочных столах;
Подборка слайдовых презентаций, мультфильмов, рисованных в технике песочного
рисования;
Специальная, справочная и методическая литература;
Наборы наглядных пособий по темам программы;
Методические разработки и памятки по использованию песочной терапии в развитии речи
детей;
Конспекты занятий, подборки текстов сказок, рассказов, стихотворений, чистоговорок,
пальчиковых игр, игрового массажа;
Инструкции «Правила работы с различными инструментами и материалами».
Программа предполагает использование следующих педагогических технологий:
- деятельностного подхода (опора на ведущий вид деятельности - игру);
- индивидуального подхода;
- системности (затрагиваются все стороны психофизического развития ребенка);
8
- последовательности изложения материала (его подача от простого к сложному и логическую связь
всех тем и этапов занятий между собой);
- интегративности (соединение различных видов деятельности в единый комплекс как всего курса в
целом, так и каждого занятия в отдельности).
Основные методы работы.
1. Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж.
2.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца.
3.
Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством педагога,
самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Форма обучения.
Специально организованная деятельность, беседы, экспериментирования, игровые упражнения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы: информационно-рецептивный;
- репродуктивный метод; - проблемный метод;
- эвристический поисковый. Методические приемы, которые наиболее благоприятно способствуют
активизации креативного мышления детей:
- обеспечение ситуации успеха;
- прием аналогий и ассоциаций;
- прием презентаций;
- эмоционально-ассоциативный;
- комбинирование и трансформация;
- свободный выбор заданий (техники исполнения, сюжет рисунка дети могут
4.
6. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы
Фамилия, имя ребенка
1 Активность и самостоятельность в рисовании
2 Умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства
3 Уровень тревожности, развитие психических процессов (диагностируется педагогом-психологом)
4 Уровень формирования мелкой моторики
5 Диагностика уровня развития творческих способностей дошкольников.
Методика «Дорисуй фигуру» (О.М.Дьяченко)
Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение оригинальности решения
задач на воображение.
Оборудование: Набор из десяти карточек с нарисованными на них фигурами (контурное
изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и
т.д.), простые геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат и т.д.), цветные карандаши,
бумага.
Порядок исследования:
Ребѐнку необходимо дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась красивая картина.
Обработка и анализ результатов.
Количественная оценка степени оригинальности производится подсчѐтом количества
изображений, которые не повторялись у ребѐнка и не повторялись ни у кого из детей группы.
Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и
тот же элемент рисунка.
9
Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на
воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребѐнок ещѐ не принимает задачу на построение образа
воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то
своѐ (свободное фантазирование).
1 тип – ребѐнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного
объекта, но изображение контурное, схематичное, лишѐнное деталей;
2 тип – Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями;
3 тип – изображая отдельный объект, ребѐнок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет
(например: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку);
4 тип – Ребѐнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (например: девочка гуляет
с собакой);
5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как
основная часть картинки, которую рисовал ребѐнок (кружок-голова), то теперь фигура включается,
как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша,
а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих проявлений в рисунках
детей:
Низкий уровень – ребѐнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач на воображение; Средний
уровень - ребѐнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач на воображение; Высокий
уровень - ребѐнок выполняет задание по 5 типу решения задач на воображение. Диагностика мелкой
моторики и пальцев рук
Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?"
Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него
ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки
ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает.
Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего
и безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь
в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем
на левой. Тест "Силуэты"
Педагог просит детей узнать, что изображено на предлагаемом рисунке. Затем они обводят
предметы по контуру и раскрашивают карандашами. Время выполнения задания - 15 мин.
Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 15 предметов - высокий уровень; 10-12 предметов средний; 5-6 предметов – низкий.
Тест "Дорисуй предметы"
Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно
назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время
выполнения задания - 10 мин.Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 12 предметов - высокий
уровень; 8-9 предметов - средний; 5 предметов – низкий.
7. Список литературы
1.
2.
3.
Алена Войнова: Песочное рисование. Книга демонстрирует примеры использовани различных
техник рисования песком. Издательство Феникс. 2014г.
Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком» Текст/ – О.А. Белоусова.
Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.;
Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010
10
4.
5.
6.
7.
Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия–Текст
Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 124с.;
Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной
сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015
– 122 с.
Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – Текст /Зейц Мариелла
М.:ИНТ,2010-112с.;
Зинкевич-Евстигнеева Т. Игра с песком. Издательство «Речь» 2016г.
11