Рабочая программа Мастерилки

Оглавление

I.

Структура программы дополнительного образования (ПДО)
Введение
Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи реализации ПДО
1.1.2. Принципы и подходы к формированию ПДО
1.2. Планируемые результаты освоения ПДО.
1.2.1. Средняя группа 4-5 лет
1.2.2. Старшая группа 5-6 лет
1.2.3. Подготовительная группа 6-7 лет
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
по ПДО
1.3.1. Средняя группа 4-5 лет
1.3.2. Старшая группа 5-6 лет
1.3.3. Подготовительная группа 6-7 лет
II Содержательный раздел ПДО
2.1. Средняя группа 4-5 лет
2.2. Старшая группа 5-6 лет
2.3. Подготовительная группа 6-7 лет
III Организационный раздел
3.1. Формы и режим занятий
3.2. Структура учебного плана
3.3. Годовой календарный учебный график
3.4. Планирование образовательной деятельности
3.4.1. Учебно-тематический план
Средняя группа 4-5 лет
Старшая группа 5-6 лет
Подготовительная группа 6-7 лет
3.4.2. Календарно-тематический план
Средняя группа 4-5 лет
Старшая группа 5-6 лет
Подготовительная группа 6-7 лет
3.5. Материально-техническое обеспечение ПДО

№ стр.
3
4

4
5
6
8
8
9
9
9
9
10
11
12
12
12
13
13
13
13
14
15
15
15
16
17
17
18
19
20

3.6. Финансовые условия реализации ПДО

20

3.7. Программно-методическое обеспечение ПДО

20

2

ВВЕДЕНИЕ
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного
возраста в ФГОС дошкольного образования:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.).
Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в
«Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 г.», является повышение доступности качественного образования в соответствии с
требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в
глобальном мире и современными потребностями общества.
Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается
переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением
образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического
развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является
художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного,
культурного развития личности.
В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным
средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного
мышления, художественных и творческих способностей".
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой
ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей
деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это
нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед
педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для
самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей
Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет
средствами художественного труда.
Данная программа дополнительного образования (далее - ПДО) рассчитана на три учебных года.
Содержание ПДО в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела –
целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел ПДО определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию ПДО,
планируемые результаты ее освоения.
Содержательный раздел ПДО включает описание образовательной деятельности по
художественно-эстетическому развитию с использованием художественного труда. ПДО определяет
содержание работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Организационный раздел ПДО описывает систему условий реализации образовательной
деятельности, необходимых для достижения целей ПДО, особенности организации образовательной
деятельности, а именно описание:
– психолого-педагогических, материально-технических и финансовых условий,
– особенностей организации образовательной деятельности,
ПДО завершается перечнем литературных источников.

3

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в
образовательный процесс
Художественное творчество, является одним из древнейших направлений искусства. Каждый
ребенок рождается художником-мастером. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие
способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом
прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и
развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед
образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого –
художественный труд. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои
фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт
работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогамипрактиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов в работе с
дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса
в развивающей деятельности. Занятия по программе «Мастерилки» направлены на реализацию
базисных задач художественно-творческого развития детей. Труд необычными материалами,
оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное занятие труда, доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает
новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных
материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать,
фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности,
индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту,
приносить людям радость.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого
восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся
с разнообразием нетрадиционных способов. их особенностями, многообразием материалов,
используемых в изготовлении поделок, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в
различных ситуациях. Занимаясь ручным трудом с использованием нетрадиционных материалов и
техник, ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои
представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение,
мышление и речь.

4

Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению поделок своими руками, дает толчок развитию
детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает
экспериментировать, творить. Художественный труд нетрадиционными способами, увлекательная,
завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,
экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию
воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в
творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это
отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс
- это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой
собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих
способностей в изготовлении поделок стало понятно, что стандартных наборов изобразительных
материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень
умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим,
нетрадиционные техники дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую
активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование
нетрадиционного бросового материала и нестандартных технологий. Все занятия в разработанной
программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах.
Способствует снятию детских страхов.
Учит детей свободно выражать свой замысел.
Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
Развивает мелкую моторику рук.
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают
эстетическое удовольствие.
Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных
техник.
Вид программы: модифицированная программа. В основу настоящей программы легли программы
И. А Лыковой «Художественный труд в детском саду. Умелые ручки» и «Экопластика».
Новизной и отличительной особенностью данных программ является то, что в системе работы
используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. На
занятиях используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы.
Нетрадиционное занятие доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает
возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
1.1.1. Цель и задачи реализации программы.
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей
нетрадиционными изобразительными средствами.
Основные задачи программы:
Образовательные:

5

детей

4-7

лет

Учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе,
дальше.
Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы,
произведений классического искусства,
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений
окружающей деятельности.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
Учить создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов,
используя их для украшения одежды, интерьера помещений.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей.
Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки
окружающих объектов, сравнивать их между собой.
Развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию,
наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление,
сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом,
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности,
-воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы:
1.Принцип поэтапности
2. Принцип динамичности
3. Принцип сравнений
4. Принцип выбора
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
«Экопластика», работа с тестом,
Аранжировки из сухих листьев и цветов,
Поделки из бросового материала,
Поделки из природного материала,
«Оригами»: обрывание бумаги, скатывание бумаги, складывание бумаги,
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают
в себя следующие виды деятельности:
репродуктивная;
коммуникативная;
познавательно-исследовательская;
игровая;
трудовая;
двигательная.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала,
использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений.
6

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно -эстетическое воспитание
детей, вырабатываются следующие умения:
работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
договариваться о совместной работе, ее содержании;
планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию,
дополнения;
радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со
своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы
другого человека.
Структура занятий:
Мотивация детей
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма
преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игрыпутешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию
актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может
выступать в роли Самоделкина, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир
по законам красоты и гармонии.
Пальчиковая гимнастика
Известно, что отсутствие элементарных навыков затрудняет проявление художественного
творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение
специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием
художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке
неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям
уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, глину), без усилий использовать
инструменты.
Художественно-изобразительная деятельность
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием
выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование
синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения
помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоциональнообразное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы.
Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации
передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайнтворчестве. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя
птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые
персонажи: Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают.
Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся
проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать
необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению
творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные работы,
совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.
Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности,
выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать
значимость своего труда.

7

Возрастные особенности детей
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности.
Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится
изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что
на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и
уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого
самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает,
что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать
целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую
роль.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они
оказываются способными называть форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут
вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить
такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Проявляют интерес к декоративному искусству, дизайну, а так же индивидуальное творчество в
декоративной деятельности, способен участвовать в коллективных работах.
Самостоятельно создают индивидуальные образы в различных видах изобразительной и
дизайнерской деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые
оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко
выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов,
если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это
свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников
известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и
при этом противоположных признаков.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в
изобразительной деятельности, становятся сложнее. Поделки приобретают более детализированный
характер, обогащается их цветовая гамма. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные
действия и т.п. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественнотворческие способности не только в изобразительной деятельности, но и при работе с поделками.

1.2. Планируемые результаты
4-5 лет
•
Владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, соленым
тестом, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений. ткани
и простейшими инструментами (ножницами).
•
Планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.
•
Разрезать бумагу по определённым меткам, изготовлять поделки из природного материала.
8

•

Работать с соленым тестом приёмами параллельного и кругового скатывания.

5-6 лет
Участвовать в оформлении поделок на выставку.
•
Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
•
Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.
•
Эпизодически включать ручной труд в игровой сюжет.
•
Использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи
(изготовление подарков, сувениров),проявляя при этом творчество.
•
Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит,
композиция).
•
Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии,
точки.
•
Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного художественного
творчества.
•

6-7 лет
Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно –
прикладное и народное искусство.
•
Создавать индивидуальные и коллективные поделки, декоративные, предметные и сюжетные
композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений
Называть основные выразительные средства произведений искусства.
•
•
Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит,
композиция).
•
Проявлять фантазию и творческое мышление, дорисовывая предложенные пятна, линии,
точки.
•
Уметь составлять аранжировки из листьев.
•
Знать, что такое экопластика.
•

1.3 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе
Формы проведения итогов реализации образовательной программы для детей 4-5 лет
К концу года умения детей во всех видах деятельности должны расшириться и
совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности
ребёнка в разных видах деятельности. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей
развитие
художественного
восприятия,
проанализировать
уровень
сформированности
изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого
задания. Основным критерием в оценке поделок является новое, оригинальное, придуманное,
изобретённое и художественно оформленное.
Также контроль эффективности проведения занятий ведется в ходе индивидуального
подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся открытые
занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие
воспитанников в конкурсах.
Диагностика знаний детей 4-5 лет
Цель: Выявить уровень творческого развития у ребёнка, его эмоциональность, речевое развитие,
владение предметами для аппликации (ножницы, кисть, клей), технику выполнения заданий.
Характерные проявления ребёнка в проверочных заданиях
Восприятие художественного труда:
Интерес ребёнка к художественному труду. Рассмотреть интересные поделки.
Экопластика. Тесто-пластика, лепка
9

Выявить умение раскатывать тесто и пластилин круговыми движениями, вылепливать несложные
предметы.
Аппликация:
Выявить умение вырезать полоски, так же наклеивать их на картон.
Аккуратно наклеивать заранее вырезанные детали, уметь составлять
композицию.
Конструирование из бумаги:
Выявить умение складывать бумагу, по технике оригами самые
простые фигуры.
Конструирование из бросового материала:
Выявить умение работать с бросовым материалом, изготавливать
поделки совместно с воспитателем. Называть материал, из которого
делается поделка.
Работа с природным материалом:
Выявить умение работать с природным материалом таким как: шишки,
песок, жёлуди, скорлупа ореха и др.)

Формы проведения итогов реализации образовательной программы для детей 5-6 лет
К концу года умения детей во всех видах деятельности должны расшириться и совершенствоваться.
Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах
деятельности.. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические
таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать
уровень
сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме
творческого задания. Основным критерием в оценке поделок является новое, оригинальное,
придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Также контроль эффективности проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода,
систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся открытые занятия, как для
родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.

Диагностика знаний детей 5-6 лет
Цель: Выявить уровень творческого развития у ребёнка его эмоциональность, речевое развитие,
владение предметами
для аппликации (ножницы, кисть, клей), технику выполнения заданий.
Выявить развитие моторики пальцев рук.
Характерные проявления ребёнка в проверочных заданиях
Восприятие художественного труда:
Интерес ребёнка к художественному труду. Рассмотреть интересные поделки.
Выявить характерные признаки окружающих объектов.
Экопластика. Тесто-пластика, лепка
Выявить умение раскатывать тесто и пластилин круговыми движениями, а
т.ж вылепливать усложнённые предметы. Например, лепим разные ягоды и
фрукты для натюрморта. Раскрашиваем.
Аппликация:
Выявить умение вырезать различные фигуры, так же наклеивать их на
картон.
Аккуратно наклеивать вырезанные детали, уметь составлять
композицию.
Конструирование из бумаги:
Выявить умение складывать бумагу, по технике оригами самые
10

простые и сложные фигуры.
Конструирование из бросового материала:
Выявить умение работать с бросовым материалом, изготавливать
поделки совместно с воспитателем. Называть материал, из которого
делается поделка. Изготовить свою поделку по замыслу.
Работа с природным материалом:
Выявить умение работать с природным материалом таким как: шишки,
песок, жёлуди, скорлупа ореха и др.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы для детей 6-7 лет
К концу года умения детей во всех видах деятельности должны расшириться и совершенствоваться.
Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах
деятельности. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические
таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать
уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится
в форме творческого задания. Основным критерием в оценке поделок является новое, оригинальное,
придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Также контроль эффективности проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода,
систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся открытые занятия, как для
родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах.
Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения
ручным трудом.
Диагностика знаний детей 6-7 лет
Цель: Выявить уровень творческого развития у ребёнка, его эмоциональность, речевое развитие,
владение предметами для аппликации (ножницы, кисть, клей), технику
выполнения заданий,
наличие опыта художественного рукоделия с разными материалами.
Характерные проявления ребёнка в проверочных заданиях
Восприятие художественного труда:
Интерес ребёнка к художественному труду. Рассмотреть интересные поделки.
Выявить характерные признаки окружающих объектов.
Экопластика. Тесто-пластика, лепка
Выявить умение раскатывать тесто и пластилин круговыми движениями, а
т.ж вылепливать усложнённые предметы. Например, лепим разные ягоды и
фрукты для натюрморта. Раскрашиваем.
Аппликация:
Выявить умение вырезать различные фигуры, так же наклеивать их на
картон.
Аккуратно наклеивать вырезанные детали, уметь составлять
композицию.
Конструирование из бумаги:
Выявить умение складывать бумагу, по технике оригами самые
простые и сложные фигуры.
Конструирование из бросового материала:
Выявить умение работать с бросовым материалом, изготавливать
поделки совместно с воспитателем. Называть материал, из которого
делается поделка. Изготовить свою поделку по замыслу.
Работа с природным материалом:
Выявить умение работать с природным материалом таким как: шишки,
песок, жёлуди, скорлупа ореха и др

11

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

с 4 до 5 лет
Цель: развитие творческих способностей у детей среднего, старшего и подготовительного
дошкольного возраста посредством художественного труда.
Задачи творческой деятельности детей 4 – 5 лет.
Развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к
решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
Совершенствование мелкой моторики руки;
Формирование умений и навыков работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами;
Воспитание аккуратности, самостоятельности.
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная,
− прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
− Продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства,
художественно – творческие способности.
- выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- разрезать бумагу по нанесенным меткам;
- работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;
- изготовлять поделки из природного материала;
- использовать пооперационные карты.
-

с 5 до 6 лет
Цель: развитие творческих способностей у детей среднего, старшего и подготовительного
дошкольного возраста посредством художественного труда.
Задачи творческой деятельности детей 5-6 лет.
Развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к
решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
Совершенствование мелкой моторики руки;
Формирование умений и навыков работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами;
Воспитание аккуратности, самостоятельности.
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная,
− прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
− Продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства,
художественно – творческие способности.
- выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- разрезать бумагу по нанесенным меткам;
- работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;
- изготовлять поделки из природного материала;
- использовать пооперационные карты.
-

12

с 6 до 7 лет
Цель: развитие творческих способностей у детей среднего, старшего и подготовительного
дошкольного возраста посредством художественного труда.
Задачи творческой деятельности детей 6-7 лет.
Развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к
решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
Совершенствование мелкой моторики руки;
Формирование умений и навыков работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами;
Воспитание аккуратности, самостоятельности.
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная,
− прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
− Продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства,
художественно – творческие способности.
- выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- разрезать бумагу по нанесенным меткам;
- работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;
- изготовлять поделки из природного материала;
- использовать пооперационные карты.
- Свободно заниматься экопластикой;
- Составлять аранжировки из листьев;
-

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Формы и режим занятий
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и
расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
Занятия по программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня
Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:
Средняя группа
дети 4–5 лет 20 минут
(один академический час)
Старшая группа
дети 5–6 лет 25 минут
(один академический час)
Подготовительная группа дети 5–6 лет 30 минут
(один академический час)
В качестве форм организации образовательного процесса по образовательной программе
дополнительного образования детей применяются:
• игры;
• занятия;
• беседы;
• аудио и видео занятия;
• открытые занятия для родителей.
Вид детской группы
Группа детей профильная, имеет постоянный состав.
Особенности набора детей
Набор детей производится в свободном порядке.
13

Количество занятий и детей по годам обучения
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует
возрастным нормам детей.
Количество занятий в неделю – 2 Количество занятий в месяц – 8 Количество занятий в год – 64
в каждой группе. Наполняемость групп – до 15 человек, что позволяет продуктивно вести как
групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

3.3. Годовой календарный учебный график по программе «Умелые ручки»
Продолжительность учебного года по дополнительному образованию детей:
Начало учебных занятий по дополнительному образованию детей– 3-я неделя
сентября Окончание учебных занятий – последняя неделя мая.
Каникулы зимние: 01 января по 10 января
Каникулы летние: 01 июня по 31 августа
Продолжительность учебной недели:
Пятидневная учебная неделя
Режим занятий:
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному заведующим МБДОУ детского сада №
566
Родительские собрания по дополнительному образованию детей проводятся в начале учебного
года (сентябрь)
Консультации для родителей по дополнительному образованию детей проводятся согласно
утвержденного графика.
3.4. Планирование образовательной деятельности
Структура плана воспитательно-образовательной работы состоит из перспективного учебнотематического и календарно-тематического планирования.

14

3.4.1.Учебно-тематический план ПРОГРАММЫ
«Мастерилки»

4-5 лет
№
п/п

1.

Наименование разделов и тем
художественного
творчества и декоративноприкладного искусства

Количество часов
Количество часов

Теория

Практика

1

1

-

1

1

-

10

3

7

4.

Игра-беседа «Условия безопасной
работы».
Игра: «Знакомство с чудопомощниками»
«Знакомство с экопластикой»
«Из простой бумаги мастерим. как
маги» Оригами

8

2

6

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

«Аранжировкка»
«Папье-маше»
«Ленточная аппликация»
«Знакомство с манкой»
«Знакомство с барельефом»
«Театр из бросового материала»
« Животные и человек»
«Квилинг»

2
4
4
2
6
2
8
10

1
1
1
1
1
1
2
2

1
3
3
1
5
1
6
8

13

«Декупаж»
Всего:

6
64

2
18

4
46

№
п/п

Наименование разделов и тем
художественного
творчества и декоративноприкладного искусства

2.
3.

5-6 лет

1.

Количество часов
Количество часов

Теория

Практика

1

1

-

1

1

-

10

3

7

4.

Игра-беседа «Условия безопасной
работы».
Игра: «Знакомство с чудопомощниками»
«Знакомство с экопластикой»
«Из простой буги мастерим.ю как
маги» Оригами

8

2

6

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

«Аранжировкка»
«Папье-маше»
«Ленточная аппликация»
«Знакомство с манкой»
«Знакомство с барельефом»
«Театр из бросового материала»
« Животные и человек»
«Квилинг»

2
4
4
1
6
2
8
10

1
1
1
1
2
2

1
3
3
1
5
2
6
8

13

«Декупаж»
Всего:

8
64

2
16

6
48

2.
3.

15

6-7 лет
№
п/п

1.

Наименование разделов и тем
художественного
творчества и декоративноприкладного искусства

Количество часов
Количество часов

Теория

Практика

1

1

-

1

1

-

10

2

8

4.

Игра-беседа «Условия безопасной
работы».
Игра: «Знакомство с чудопомощниками»
«Аранжировкка»
«Из простой бумаги мастерим. как
маги» Оригами

10

2

8

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

«Знакомство с экопластикой»
«Папье-маше»
«Ленточная аппликация»
«Знакомство с манкой»
«Знакомство с барельефом»
«Декупаж»
« Животные и человек»
«Квилинг»

10
2
4
1
4
4
3
10

1
1
1
1
1
2

9
1
3
1
3
4
3
8

13

«Театр из бросового материала»
Всего:

4
64

2
14

2
50

2.
3.

16

3.4.2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ «Мастерилки»
Месяц

Неделя

Октябрь

1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

с 4 до 5 лет
Тема занятия

«Осенняя сказка»
«Салфетница»
«На лесной поляне»
«Осенняя пора»
«Цветник из манки»
«Волшебный букет для мамы» 1 занятие
«Волшебный букет для мамы» 2 занятие
«Подсолнух»
«Ёлочка»
«Новогодняя открытка»
«Змейка»
«Фонарики»
«Лыжник»
«Деревья из ваты»
«Барельеф из теста»
«Валентинка»
«Поздравительная открытка к 23 февраля
«Снеговик»
«Украсим вазу»
«Тюльпан маме»
«Звери из полости картона»
«Весеннее солнышко»
«Ваза с ветками»
«Ракета»
«Овечки»
«Гусеница»
«Пасхальное яйцо»
«Вазочка из папье -маше»
«Сирень»
«Лягушка из картона»
«По замыслу»

Всего в год:

17

Кол-во
занятий

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

64

Месяц

Октябрь

Неделя

1
2
3
4
Ноябрь
1
2
3
4
Декабрь
1
2
3
4
Январь
2
3
4
Февраль
1
2
3
4
Март
1
2
3
4
Апрель
1
2
3
4
Май
1
2
3
4
ВСЕГО в год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ «Мастерилки»
с 5 до 6 лет
Тема занятия

«Жираф»
«Салфетница»
«На полянке»
«Божья коровка»
«Северные животные из манки»
«Букет»
«Морозные узоры»
«Подсолнух»
«Ёлочка»
«Открытка»
«Символ года»
«Новогодняя елка»
«Волшебные снежинки»
«Дед Мороз»
«Ёлочка»
«Валентинка»
«Открытка к 23 февраля»
«Праздничная звезда»
«Звери из картона»
«Весеннее солнышко»
«Открытка»
«Первые цветы-подснежники»
«Утята»
«Клоун-Цветочек»
«Яйцо Фаберже»
«Овцы»
«Паровоз»
«Поздравительная открытка»
«Звери из картона»
«Лев»
«По замыслу»

Кол-во
занятий

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
64

18

Месяц

Занятие
№

Октябрь

1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ «Умелые ручки»
с 6 до 7 лет
Тема занятия

«Хризантемы»
«Грибочки»
«Осенняя пор»
«Зверушки»
«Цветник из манки»
«Волшебный букет для мамы» 1 занятие
««Волшебный букет для мамы» 2 занятие»
«Подсолнух»
«Ёлочка»
«Символ года»
«Открытка Весёлые хороводы»
«Зверушки»
«Волшебные снежинки»
«Новогодняя ёлка»
«Дед Мороз»
«Поздравительная открытка»
«Валентинки»
«Вертушка»
«Звери из полости картона»
«Весеннее солнышко»
«Поздравительная открытка»
«Тюльпан маме»
«Утята»
«Звери из бросового материала»
«Овечки»
«Паровозик»
«Пасхальные яйца»
«Вазочка»
«Букет к 1 мая»
Открытка к«9 мая»
«По-замыслу»

ВСЕГО в год

19

Кол-во
занятий

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
64

3.5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ПРОГРАММЕ «Мастерилки»
Организуя занятия по ручному труду, важно помнить, что для успешного овладения детьми
умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей,
их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы,
форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Работа кружка «Мастерилки» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития
художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение,
что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
•
соленое тесто;
•
сухие плоды ягод, цветов, листья;
•
печатки из различных материалов;
•
наборы разнофактурной бумаги;
•
восковые и масляные мелки, свеча;
•
ватные палочки;
•
поролоновые печатки, губки;
•
коктейльные трубочки;
•
весь природный материал;
•
матерчатые салфетки;
•
место для выставки детских работ
•
парта детская-4 шт, стул детский -8 шт
•
демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий
•
различные игрушки
•
наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.

3.6. Финансовые условия реализации Программы
Финансовое обеспечение Программы производится за счет средств родителей.

3.7. Программно-методическое обеспечение
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду.
Конспекты занятий и методические
рекомендации. – М., 2010
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие 2010
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из
природного материала. –М.: Издательский дом «Карапуз», 2008

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».