Рабочая_программа_Цветная_логика_

1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Логика для дошкольников»
разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ - - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования).
- Конституция Российской Федерации и Конвенция ООН о правах ребёнка;
-СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологическими
требованиямик
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013
№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Концепции развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;
-Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы Образовательная
программа
дополнительного
образования
детей
«Логика
для дошкольников»
является
программой
социально-педагогической
направленности. Предлагаемая
программа
направлена на логико-математическое
развитие, развитие творческих и
интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
1.2.Новизна
Основная образовательная программа нашей дошкольной организации разработана и
утверждена Организацией самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с с учетом
примерной программы «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой и соответствует ФГОС ДО. Блок «Формирование элементарных математических
представлений» представлен следующими разделами: «Количество и счет», «Величина»,
«Ориентировка в пространстве», «Геометрические фигуры», «Ориентировка во времени» и
направлен на развитие первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов
окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени. В программе предусмотрены задачи по формированию представлений об операциях с
множествами (объединение, выделение из целого части и т.п.); задачи на формирование умения
классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету). Раздел
«Логика» отсутствует.
Логика — очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного возраста важно
развивать в детях логическое мышления. Дополнительная общеобразовательная программа
«Логика для дошкольников» дополняет блок «Формирование элементарных математических
представлений» Основной образовательной программы дошкольной организации и способствует
развитию логического мышления воспитанников посредством развивающих игр нового поколения
(палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша). Палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша
являются эффективными дидактическими средствами логико-математического развития детей
старшего дошкольного возраста. Играя в игры, решая игровые ситуации, дошкольники овладевают
простейшими логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, суждение,
умозаключение, доказательство; удовлетворяют потребность в активности, инициативности,
самостоятельности, общении.

Задания и игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша используются в разных
пособиях по ФЭМП, но применяются они не регулярно.
Новизна программы состоит в создании системы занятий, на которых
применяются современные игровые технологии: цветные палочки Кюизенера,
логические блоки Дьенеша.
На занятиях последовательно и постепенно решаются интеллектуальные и творческие
задачи. Занятия построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими,
проблемно-поисковыми задачами. Освоение окружающего мира дошкольниками идет не путем
получения готовой информации, а через ее «открытие» в специфических детских видах
деятельностей (игре, исследовании, общении, конструировании и др.) Продвижение каждого
ребенка вперед идет своим темпом по индивидуальной траектории. Это позволяет добиваться
результативности в развитии логических приемов мышления независимо от исходного уровня
развития ребенка. 1.3. Актуальность
Современному обществу нужны люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие
конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Человек, способный
предложить нетрадиционный подход к той или иной проблеме, намного привлекательнее для
современного работодателя, чем инертный, но исполнительный работник. Поэтому уже с детства в
ребенке необходимо формировать способность развивать оригинальность мышления. Кроме того
программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с
разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Без хорошей интеллектуальной
подготовки первокласснику приходится трудно. Эти факторы указывают на то, что проблема
познавательного развития важна сегодня, как никогда.
Теоретической
базой
программы
является
рассмотрение основных
закономерностей развития логического мышления у детей дошкольного возраста и раскрытие
содержания понятия «развивающая игра». В основе образовательной программы , лежат идеи
отечественных и зарубежных педагогов - психологов по проблемам развития мышления: Л.С.
Выготского, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, В.В Давыдова, А.И.
Мещерякова, И.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж. Пиаже,
М. Монтессори. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной
основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - это
единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация.
Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой
переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые
ставит жизнь, человек размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений,
открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Эксперименты таких ученых, как: А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин и др. по
изучению детских рассуждений, понимания причинно - следственных отношений, образование у
них научных понятий позволили определить возраст, начиная с которого возможно и целесообразно
успешное формирование у детей первоначальных логических умений. Исследования ученых
доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная
с 5 - 6 летнего возраста.
Изучение теоретических основ умственного развития детей старшего дошкольного возраста
позволило выделить положения, являющиеся основными для работы:
Положение Л.С. Выгодского о том, что обучение может дать развивающий эффект лишь
при условии, что ребёнок усваивает новые знания не пассивно, а активно в процессе практической
деятельности; о том, что при обучении, направленном на развитие мыслительной деятельности,
ребёнок становится способным самостоятельно добывать и систематизировать знания, т.е.
саморазвиваться.
Положение П.Гальперина о том, что обучение должно строиться в соответствии с
закономерностями поэтапного формирования умственных действий. Когда происходит
постепенный переход действия из практического (внешнего) плана в умственный
(внутренний) план.
Положение Ж.Пиаже, П.Гальперина, Л. Венгера о том, что под развитием логического
мышления в дошкольном возрасте рассматривается развитие способности к анализу, сравнению,
обобщению, классификации, сериации, абстрагированию.

Положение Д. Эльконина, Л. Венгера, А. Люблинской о том, что в старшем дошкольном
возрасте основными формами являются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В
недрах этих форм развиваются мыслительные операции. К концу старшего дошкольного возраста
начинается развитие словесно-логического мышления. Дети способны осуществлять умственные
операции в практическом плане, а под влиянием обучения - и в умственном.
Положение Д. Эльконина, О.Дьяченко о ведущей роли игровой деятельности в развитии
детей дошкольного возраста.
1.4. Педагогическая целесообразность
«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский). Игра – наиболее
доступный для детей вид деятельности. Занятия по развитию логического мышления дошкольников
основаны на игре. Игры логического содержания активизируют умственную деятельность,
формируют умение планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом
творчество. В процессе игры моделируются логические структуры мышления, создаются
благоприятные условия для применения полученных представлений. Овладев логическими
операциями, ребенок станет более внимательным, научится ясно и четко мыслить, сумеет в нужный
момент сконцентрироваться на пути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет
легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и
удовлетворение.
Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо и
интересно. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и
закрепить пройденный.
Логические блоки Дьениша — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом,
формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками
(разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают
различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так
и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа,
абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также
логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с
блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления,
способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют
внимание, память, восприятие. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на
которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование
карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение
кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе
выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые
«рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и
кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети
овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые
«рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому
мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому
мышлению.
Палочки Кюизенера. С помощью цветных палочек. Кюизенера развивается активность и
самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность,
высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому
методу обучения числу и счету. Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере
соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений,
формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского
мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка
отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными
предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во
внутренний план.
1.5.
Цель и задачи программы
Цель: развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей детей
старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр

Задачи:
Обучающие
1.Формировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве, времени
2.Закреплять умения и навыки в счете, вычислении, измерении
Развивающие
1.Развивать мыслительные умения: умение сравнивать, анализировать, классифицировать,
обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
2.Развивать психические процессы: зрительное восприятие, произвольное внимание
3.Развивать любознательность, самостоятельность, сообразительность, стремление к поиску
нестандартных решений задач
4.Развивать речь, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения
5.Развивать творческое воображение
6.Развивать мелкую моторику рук
Воспитательные
1.Воспитывать морально – волевые качества личности: ответственность, организованность,
эмоционально-положительное отношение к сверстникам
2.Воспитывать интерес к развивающим играм
1.6.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 5 – 7 лет, посещающих дошкольное
образовательное учреждение.
Группы сформированы по возрастам старшая группа ( 5-6 лет) и подготовительная к школе
группа (6-7лет)
Количественный состав 10-12 детей.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое
поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и
по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и
понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся
для них более привлекательными, чем другие.. Наблюдается организация игрового пространства, в
котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся
разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.
В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными
по содержанию: это жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к
фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных
объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и
динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.
Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно
судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта
деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут
заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным
способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из
бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они
осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу
(ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными
деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый
материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета,
формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не
только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по
возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности
при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и
их пространственного расположения.
Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для

дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько
различных и при этом противоположных признаков В старшем дошкольном возрасте продолжает
развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во
взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если
дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить
схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования;
комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут
обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и
явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об
увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и
т. д.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического
мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети
группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться
операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при
группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д дети старшего
дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если
анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом
возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся
истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы
по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно
воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух,
интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в
повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически
все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно
используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать,
рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста
характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового
пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой
продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца;
усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом
возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается
освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления,
представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление,
воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Возрастные особенности детей
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать
сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например,
свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более
сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство
усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою
сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому
пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли акцентируется
не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если
логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль,
сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным
участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в
изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный
характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками
мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п.
Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и
бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более
детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,
подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование
из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как
изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности
различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными
предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их
строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно
подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в
которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения;
способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и
по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и
придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не
просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется
конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по
предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей
и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно
учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение
метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но
они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает
развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности
время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь,
так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно
организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды
монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его
основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием
позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.7. Сроки реализации
Программа рассчитана на два года обучения.
Продолжительность образовательного процесса: сентябрь — май (каникулярный период – период
государственных новогодних каникул)
Обучение детей происходит поэтапно:
1 этап – старшая группа (5 - 6 лет)
2 этап – подготовительная к школе группа (6 -7 лет)
1.8.Формы обучения
Основной формой организации обучения является непосредственная организованная образовательная
деятельность, которая проводится в соответствии с программой «Логика для дошкольников»
Формы организации деятельности:
1.Фронтальная. Образовательная деятельность
проводится
со всей
группой детей, внутри
которой каждый выполняет задание самостоятельно
2.Групповая. Совместное выполнение задания несколькими детьми
3.Смешанная. Сначала дети выполняют задание все вместе, а затем по частям (парами, тройками,
звеньями).
Количество НОД:
- 1 в неделю/2 половина дня
- 4 в месяц
- 36 в год
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема,
установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет:
1 этап (старшая группа) 25 минут (1 академический час)
2 этап ( подготовительная к школе группа) – 30 минут (1 академический час)
1.9. Ожидаемые результаты Раздел « Цветные палочки»
1.Познакомятся с образованием чисел в пределах 10 на основе измерения и цвета
2. Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа, совершенствуются навыки
количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета;

3.Научатся складывать и вычитать числа в пределах первого и второго десятков
4.Научатся решать простые задачи на сложение и вычитание, логические задачи
5.Познакомятся с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом,
сбоку).
6. Научатся обозначать словами месторасположение предметов в пространстве
7.Научатся работать по правилу, образцу, схеме
8.Научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;
9.Усвоят отношения по длине, высоте, массе, объёму;
10.Научатся моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде
аппликаций или рисунков по образцу, схеме, самостоятельно
11.Научатся слушать взрослого и выполнять его инструкции; договариваться и согласовывать свои
действия со сверстником; контролировать свои действия и действия партнёра, исправлять свои и его
ошибки
Раздел « Волшебные блоки»
1.Научатся выделять в геометрических фигурах одновременно два - три признака цвета, формы и
величины
2.Научатся классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма,
величина.
3.Научатся моделировать, давать характеристику геометрическим фигурам с помощью наглядных
моделей.
4.Научатся конструировать по схеме
5.Научатся планировать действия
6.Сформируются умения кодировать и декодировать информацию;
7.Проявится интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию
8.Проявиться интерес к организации знакомых игр с небольшой группой детей.
Критерии и способы определения результативности
Результативность образовательной программы «Логика для дошкольников» проводиться
в виде педагогической диагностики уровня развития логического мышления раз в год (в
мае)
Формы подведения итогов
Итоговое занятие
Диагностика математического развития (автор Н.В. Верещагина)
2.Учебно-тематический план программы
1 этап
Старшая группа (5 – 6 лет)
№ Раздел, тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1 Знакомство с развивающими играми
2
1
1
2

Знакомство с карточками,
изображающие свойства
блоков Дьенеша

2

3

Волшебные блоки

15

15

4

Цветные палочки

16

16

5

Итоговое занятие

1

1

Итого

36

2 этап
Подготовительная к школе группа(6 -7 лет)
№ Раздел, тема

Количество часов

1

2

1

34

1

Волшебные блоки

Всего
17

2

Цветные палочки

18

3

Итоговое занятие

1

Итого

36

Теория

Практика

1

3.Содержание изучаемого курса программы
1 этап
Старшая группа (5 – 6 лет)
Раздел «Знакомство с развивающими играми»
т е Тема
мы

Задачи

Содержание

Средства обучения,
материал

1

Знакомство с
блоками
Дьенеша.

Познакомить детей с
логическими блоками
Дьенеша
и
учить различать их по
форме, цвету,
размеру
и толщине.
Развивать умение
сравнивать блоки
между собой.
Воспитывать
любознательность
и
интерес
к
данному
пособию

1.Сюрприз – посылка с
блоками
2.Исследование
блоков
Дьенеша,
сравнение
фигур.
3.Дидактические игры
«Найди»,
«Чудесный
мешочек»
4.Физминутка
5.
Рефлексия
И.у
«Волшебная палочка»

Блоки Дьенеша по
одному набору на
каждого
ребенка,
«Чудесный мешочек»

2

Знакомство
с
карточками,
изображающ
ими свойства
фигур
-

Познакомить
с карточками,
изображающими свойства
фигур Развивать
логическое мышление,
умение кодировать
и декодировать
информацию

1.Сюрприз – внесение
письма от Буратино 2
Рассматривание карточек
2.Дидактическая игра
«Найди нужный блок»
3.Физминутка 4.
Рефлексия
И.у.
«Волшебная палочка»

Блоки Дьенеша по
одному набору на
каждого
ребенка,
карточки
– обозначения свойств,
карточки с отрицанием
свойств каждому,
письмо ребенку

3

Знакомство с
палочками
Кюизенера. -

Познакомить
с палочками,
как
с игровым
материалом
со
свойствами палочек.
Воспитывать
любознательность
и
интерес
к
данному
пособию

1.Исследование палочек
Палочки
Кюизенера.: сходство
и Кюизенера.
по
отличие (цвет, размер)
одному набору на
2.Дидактическая игра
каждого
ребенка,
«Найди и покажи»
игрушка Незнайка
3.Физминутка 4.
Рефлексия
И.у.
«Волшебная палочка»

Раздел «Волшебные блоки»
№ те Тема
мы

Задачи

Содержание

Средства обучения,
материал

1

Выявление и
абстраг ирован
ие
свойст в
-

1.Путешествие
за
кладом
2.Дидактическая игра
«Найди клад» 3
Физминутка 4.Рефлексия
И.у «Волшебная палочка»

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
круги из бумаги («клады»),
карточки со знаками цвета,
формы, размера, толщины

2

Выявление и
абстраг ирован
ие
свойст в
-

Развивать умение
выявлять
в предметах,
абстрагировать и
называть
цвет,
форму,
размер,
толщину.
Развивать умения
выявлять,
абстрагировать и
называть свойства
(цвет, форму,
размер, толщину)
предметов,
обозначать
словом
отсутствие
какого-либо
конкретного
свойства
предмета
(не
красный,
не
треугольный
и
т.д.).

1.Сюрприз – кукла
Буратино
2.Дидактическая
игра
« Угадай
– ка»
3. Физминутка
4.
Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка»

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
игрушка Буратино,
карточки-свойства

3

Выявление и
абстраг ирован
ие
свойст в

Развивать
устойчивость связи
между образом
свойства и
словами, которые
его обозначают,
умений выявлять и
абстрагировать
свойства.
Формировать
навыки
сотрудничества

1.Проблемная
ситуация
«Помоги
маме
–
муравьихе
вернуть
муравьише
к домой»
2.Дидактическая
игра
«Помоги
муравьишкам»
3. Физминутка
4.
Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка»

Блоки Дьенеша по одному
набору
на
каждого ребенка
непрозрачные
открывающиеся коробочки
с
прорезью вверху
(домики) по числу детей.

4

Выявление и
абстраг ирован

Развивать
способности
анализу,

1.Путешествие
город фигур
2.Дидактическая

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
таблицы
с

к

в

ие
свойст
в

абстрагированию;
умения строго
следовать правилам
при выполнении
цепочки действий
(разветвленный
алгоритм
—
«выращивание
дерева»);
творческого
мышления, воображения

игра «Автотрасса»
правилами построения дорог
3. Подвижная игра
«Где мы были, мы
не скажем, на чём
ехали, покажем»
4.
Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка»

5

Выявление и
абстраг ирован
ие
свойст в

Развивать
способности
к
анализу, абстрагированию;
умения
строго следовать
правилам
при
выполнении
цепочки действий
(разветвленный
алгоритм-«выращив
ание дерева»);
творческого
мышления, воображения. развитие
воображение,
выразительность
движений.

1.Игровая ситуация
«Карнавал необычных
фигур»
2.Дидактическая игра
«Необычные фигуры»
3.Подвижная
игра
«Море волнуется» 4.
Рефлексия И.у
«Волшебная палочка»

6

Выявление и
абстраг ирован
ие
свойст в

Развивать
способности
к
абстрагированию ,
анализу,
декодированию.

7

Сравнение
свойст в

1. «Мы строители»
2.Дидактическая игра
«Чей
это гараж?»
3. Физминутка
4.
Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка»
Развивать умения
1.Проблемная ситуация
выделять и
«Проложить дорожки
абстрагировать цвет, так, чтобы поросятам
форму, размер,
удобно было ходить в
толщину, сравнивать гости друг к другу.
предметы
по Но дорожки
заданным
надо строить
свойствам.
по правилам
2.Дидактическая

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
таблицы с правилами
построения фигур

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
карточки-домики,
прямоугольники по размеру
клеток на карточке
-«кирпичики»
Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
три домика — дома Наф-Нафа,
Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа.

игра «Дорожки»
3. Физминутка
4.
Рефлексия
«Волшебная
палочка»

И.у

8

Сравнение
свойст в

Развивать
восприятие,
внимание, умение
анализировать
и сравнивать
предметы
по
самостоятельно
выделенным
свойствам.
Формировать
навыки
сотрудничества

1.И.у «Найди себе
пару»
2.Дидактическая
игра «Найди пару»
3. Физминутка
4
Рефлексия
И.у
«Волшебная
палочка»

Блоки Дьенеша ( два набора один набор фигур у ведущего в
мешочке (коробке), второй —
у игроков (расположен так,
чтобы все видели фигуры и
могли взять любую).

9

Сравнение
свойст в

Развивать умения
выделять
и
абстрагировать
свойства;
сравнивать
предметы
по
самостоятельно
выделенным
свойствам.

1.И.у «Найди себе
Блоки Дьенеша по одному
пару»
набору на двоих
2.Дидактическая игра
«Две дорожки»
3. Физминутка
4.
Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка

10

Сравнение
свойст в

Развивать умение
сравнивать
Формировать
навыки
сотрудничества

1. И.У «Собрались все Блоки Дьенеша (одна коробка
дети в круг»
для ведущего)
2.Дидактическая игра
«Поймай тройку»
3. Физминутка
4.
Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка»

11

Сравнение
свойст в

Развивать
умение
сравнивать
фигуры
по
их
свойствам,
развивать
художественные
способности
(выбор
фона,
расположения,
композиции)

1.Слушание отрывка
песни « Я рисую на
картине»
2.Дидактическая игра
«Художник»
3. Физминутка
4.
Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка»

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
«эскизы картин» (листы
большого цветного картона),
дополнительные детали из
картона для создания
композиции

12

Классификац ия, Развивать умение
обобщение
анализировать,
свойств
выделять свойства
фигур и
классифицироват ь
их

1.Проблемная ситуация
«Поставить каждую
машину
в
свой
гараж»
2.Дидактическая

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
таблицы с изображением
дорожек и гаражей

игра
«Где
чей гараж?»
3. Подвижная игра
«Будь
внимательным»
4.
Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка»
13

Классификац ия, Развивать умение
обобщение
анализировать,
свойств
выделять
свойства фигур и
классифицироват
ь их (по одному
свойству)

14

Классификац ия, Развивать умение
обобщение
анализировать,
свойств
выделять
свойства фигур и
классифицироват
ь их (по двум
свойствам»

15

Классификац ия, Развивать
обобщение
способности
свойств
анализировать
сравнивать,
обобщать.

1.Путешествие
в
город
логических
фигур
2.Дидактическая игра
«Засели
в домики»
3. Физминутка
4.
Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка»
1.Путешествие
в
город
логических
фигур
2.
Дидактическая
игра
«Засели
в
домики - 2»
3. Физминутка
4.
Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка»
1. Загадки про Вини Пуха и Пятачка,
просмотр
отрывка
из
мультфильма
«Вини –Пух и все, все,
все»» 2.Дидактическая
игра « У кого в
гостях «Вини – Пух и
Пятачок?»
3. Физминутка
4.
Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка»

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
карточки с изображением
домиков

Блоки Дьенеша по одному
набору
на
каждого
ребенка,
карточки
с
изображением двухэтажных
домов

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
карточки с логическими
таблицами, картинки – Винни
– Пух, Пятачок, видеозапись
отрывка из мультфильма «
Вини – Пух и все, все, все»

Раздел «Цветные палочки»
те
мы
1

Тема

Задачи

Содержание

Средства обучения, материал

Конструирова
ние
-

Развивать умение
создавать образы,
конструируя
их
из
заданных
палочек. Развивать
воображение

1.Чтение
стихотворения
И.Токмаковой
«Слоненок»
2.Дидактическая
игра «Слоненок»
3.Физминутка
4.Рефлексия

Цветные палочки: 2 белые, 1
красная, 4 розовые, 1 голубая,
3 желтые, образец

2

Конструирова
ние
-

1.Загадка
про
собаку
2.Дидактическая
игра
«Выставка
собак»
3.Физминутка
4.Придумываниеист
ории о дрессировке
собак

Палочки Кюизенера по одному
набору на каждого ребенка,
картинки, изображающие
разные породы собак

3

Конструирова
ние
-

Развивать умение
воспроизводить
предметы
по
представлению,
находить
сходства
и
различия между
предметами.
Развивать
воображение
Развивать умение
работать
со схемой. Различать
способы
сравнения
по
длине
( наложение,
приложение,
на
глаз)
Закрепить
цифровой ряд

1.И.у
«Цифровой
ряд»
2.Дидактическая
игра
«Цифры»
(Выложи
из
палочек)
3. Подвижная игра
«Найди цифру»
4.Рефлексия

Палочки Кюизенера по одному
набору на каждого ребенка,
карточки с цифрами, полоски
разных цветов

4

Освоение
эталонов
цвета

Познакомить
с
принципом окраски
палочек –
«цветные семейки»,
с соотношениями
цветдлина
-число

1.Сказка
«Улица
разноцветных
палочек»
2.
Дидактическая
игра
«Улица
разноцветных
палочек»
3. Подвижная игра
«Раз, два, три –
розовая
палочка
беги»
4.Рефлексия

Палочки Кюизенера по одному
набору на каждого ребенка,
карточки, на которых
изображены дома

5

Освоение

Закрепить

1. И.У «Посчитай-

Палочки

Кюизенера

по

эталонов цвета

умение
соотносить число с
цветом. Упражнять
в счете
(количественном и
порядковом)

ка»
2.Дидактические
игры:
«Назови
число
–
найди
палочку»,
«Выложи
по
цифрам»
3.Физминутка
4.Рефлексия
1.
Логическая
задача
«Коля ростом выше
Васи, но ниже
Серёжи. Кто выше Вася
или Серёжа?»
2.Дидактичееские игры
««Помоги зайчикам
добраться до
домика!», «Мосты»
3.Физминутка
4.Рефлексия

одному набору на каждого
ребенка, карточка - дерево

6

Величина

Учить
детей
самостоятельно
выкладывать
изображение
из
палочек
Кюизнера
в
соответствии
с
заданием; развивать
навыки сравнения
величин
по
ширине;
развивать умение
анализировать текст,
выделяя главное.

7

Величина

Учить
детей
самостоятельно
выкладывать
изображение
из
палочек
Кюизнера
в
соответствии
с
заданием; развивать
навыки сравнения
величин
по
высоте; развивать
умение
анализировать текст,
выделяя главное.

1.
Логическая
задача «Оля выше
Кати.
Кто
из девочек ниже?»
2.Дидактические игры
«Чей домик»,
«Лесенки»
3.Физминутка 4.
Рефлексия

Палочки Кюизенера, карточки
- три матрешки, отличающиеся
по величине и цвету, зайчики
на каждого ребенка

8

Величина

Учить
детей
самостоятельно
выкладывать
изображение
из
палочек
Кюизнера
в
соответствии
с
заданием; развивать
навыки сравнения
величин
по
длине; развивать

1.
Логическая Палочки Кюизенера, карточки
задача
– машины ( 3 штуки) на
«Ваня прошёл 20
каждого ребенка
шагов, а Саша – 19
шагов. Кто из них
прошёл большее
расстояние?»
2.Дидактическиен игры
«Дорога» “Поезд”
3.Физминутка 4.
Рефлексия

Палочки Кюизенера, карточки
- зайчики, мышка, мишка,
нарисованная река на каждого
ребенка

умение
анализировать текст,
выделяя главное.
9

Геометрическ ие Закрепить
у
фигуры
детей знания о
геометрических
фигурах,
о
их
свойствах.
Упражнять в
конструировании
геометрических
фигур
из
палочек.
Закрепить
названия
геометрических
фигур
(треугольник,
ромб,
трапеция,
прямоугольникче
тырехугольник).

1.Загадки
геометрические
фигуры
2.Дидактическая
игра
«Геометрические
фигуры»
3.Физминутка
4. Рефлексия

про Палочки
Кюизенера по
одному
набору
на
каждого
ребенка, карточки-схемы с
геометрическими фигурами,
образцы геометрических
фигур.

10

Количество и
счет

Закреплять понятие:
«который по счёту»
Развивать быстроту
мышления,
ориентировку на
плоскости ( лево,
право)

1И.у.«Парад картин ок Палочки Кюизенера по одному
("картинки идут
набору на каждого ребенка,
гулять" »-кто идёт
картинки с предметами
первым?
Вторым?
Третьим? И т. п.
2.Дидактическая игра
«Путешествие на
поезде» 3.Физминутка
4. Рефлексия

11

Количество и
счет

Учить
детей
отбирать палочки
нужного цвета и
числового значения
по словесному
указанию взрослого;
подвести
к выводу,
что
у каждого
числа есть свой цвет

1.И.у. По порядку
стройся»
2.Дидактическая игра
«Число и цвет»
3.Физминутка 4.
Рефлексия

Палочки Кюизенера по одному
набору на каждого ребенка,

12

Количество и
счет

Учить
оперировать
числовыми
значениями цветных
палочек, познакомит
детей со знаками
«>», «<».
Учить записывать
и читать записи: 3<

1.И.у «Назови на 1
больше,
на
1 меньше»
2.Дидактическая игра
«Как разговаривают
числа?» 3.Физминутка
4. Рефлексия

Палочки Кюизенера, цифры 09, математические знаки <; >
по одному набору на каждого
ребенка

4. 4 > 3
Продолжать фор
мировать
творческое
воображение,
логику
мышления
и
действий
закрепить навыки
прямого счета до
10
Закреплять
понимание
отношений межд
у числами
натурального
ряда
«больше,
меньше, больше
на…,
меньше на…»,
умение увеличивать
и уменьшать
каждое из чисел
на 1.
Упражнять в
решении
простых
арифметических
действий.

13

Количество и
счет

1. И.У « Посчитай по Палочки Кюизенера по одному
- порядку»
набору на каждого ребенка
2.Дидактическая игра
«К сказочным героям»
3.Физминутка 4.
Рефлексия

14

Количество и
счет

15

Измерение

Учить понимать
количественные
отношения, учить
находить
связь
между
длиной
предмета, размером
мерки и
результатом
измерения, учить
устанавливать
логические связи и
закономерности.
Развивать внимание,
память, мышление

1.И.у. «Длинный –
короткий»
мячом)
2.Дидактическая
игра «Узнай длину
ленты»
3.Физминутка
4. Рефлексия

16

Измерение

Учить измерять с
помощью
двух
условных мерок
длину предмета,
учить
находить
зависимость между
измеряемой
величиной,
меркой и
результатом,
устанавливать
логические связи.

1.Просмотр
мультфильма
2.
Разыгрывание
сказочной ситуации
3.Физминутка
4. Рефлексия

1.Логичекая задача « Палочки Кюизенера по одному
Что тяжелее 1 кг ваты набору на каждого ребенка
или
1
кг
железа?»
2.Дидактическая игра
«Весы» 3.Физминутка
4. Рефлексия

Палочки Кюизенера по
(с коробке для каждого ребенка,
мяч

Палочки Кюизенера по
коробке для каждого ребенка,
мультфильм по произведению
Г. Остера « 38 попугаев и
четверть слоненка»

Раздел «Итоговое занятие»
Тема Цель

Итоговое
занятие

Содержание

Средства обучения, материал

1

«Путешествие
в страну
Математики»

Конспект
прилагается, стр
112-116

Воздушный шар, конверт (с
письмом и разрезной
картинкой волшебника),
корзина с мячами (на
каждом мяче цифры от 1
до 6), шкатулка с
призами, карточки с
цифрами от 0 до 10,
кубик с цифрами на
каждой стороне 1,2,3,4,5,6;
палочк Кюизенера, блоки
Дьенеша

Закрепление
полученных
знаний

2 этап
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Раздел «Волшебные блоки»
№

Тема

Задачи

Содержание

Средства обучения,
материал
Логические фигуры
«деньги», карточки с
изображением предметов,
блоки Дьенеша (один набор)

1

Выявление и
Развивать умения
абстрагирование выявлять
и
свойств
абстрагировать
свойства, умения
рассуждать,
аргументировать
свой выбор
Формировать
навыки
сотрудничества

1.Приглашение
открытие магазина
игрушек
2.Дидактическая
игра «Магазин
игрушек»
3.Музыкальная
пауза – движения
под песню «Мишка с
куклой»
4.Рефлексия И.у
«Волшебная
палочка»

2

Выявление и
Совершенствоват
абстрагирование ь представления
свойств
о геометрических
фигурах,
их
свойствах, развивать
зрительное
внимание память
Развивать умение
анализировать,
выделять свойства
фигур, находить
фигуру по
заданному признаку

1.Загадки о
Блоки Дьенеша по одному
геометрических
набору на каждого ребенка
фигурах (круг,
прямоугольник, квадрат,
треугольник)
2. Дидактические игры
«Что изменилось»,
«Продолжи ряд»
3.Физминутка
4. Рефлексия
И.у
«Волшебная
палочка»

3

Выявление и
Развивать умения
абстрагирование сравнивать
свойств
блоки по одному
–четырем
свойствам.

1.И.у «Собрались все
дети в круг»
2.Дидактические
игры «Цепочка», «
Второй ряд»
3.Физминутка
4. Рефлексия
И.у
«Волшебная палочка»

4

Выявление и
читать
кодовое
абстрагирование обозначение
свойств
блоков
Формировать
навыки
сотрудничества

1.Проблемная ситуация Блоки Дьенеша один набор
«Встречаем гостей.
для ведущего, картинки 9
Чем будем угощать
медвежат, карточки- символы
медвежат?»
2.Дидактическая игра
«Угощение для
медвежат»
3.Физминутка
4.Рефлексия
И.у
«Волшебная палочка»

5

Классификац ия, Развивать умение
обобщение
анализировать,
свойств
выделять свойства
фигур,
классифицировать

1.Проблемная ситуация
«Помоги каждой
фигуре попасть
в
свой домик,
ориентируясь на
знаки-указатели.
2.Дидактическая игра
«Заселим
домики»
3. Физминутка
4.Рефлексия
И.у
«Волшебная палочка

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
таблицы с изображением
дорожек и домиков

6

Логические
действия
операции

1.И.У. «Прятки»
2.Дидактическая
игра «Где спрятался
Джерри?»
3.Подвижная игра
«Кот и мыши»
4.Рефлексия
И.у
«Волшебная
палочка»

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
карточки с обозначением
свойств, мышонок Джерри
(маленькая плоская фигурка),
картинки

Развивать
и логическое
мышление, умение
кодировать
информацию
о
свойствах предметов
с помощью
знаков-символов
и декодировать ее.
Активизировать
правильное
употребление
предлогов под,
из-под.
Формировать
навыки
сотрудничества

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка

7

Логические
действия
операции

Развивать
и логическое
мышление,
умение
рассуждать.
Формировать
навыки
сотрудничества

1.Проблемная ситуация Блоки Дьенеша одна коробка,
«Помоги фигуркам
таблицы с изображением леса
выбраться из чащи леса»
2.Дидактическая игра
3. Физминутка
4.
Рефлексия
И.у
«Волшебная
палочка»

8

Логические
действия
операции

1. И.у «Найди себе
пару»
2.Дидактическая игра
«Угадай фигуру»
3. Физминутка
4.
Рефлексия
И.у
«Волшебная палочка»

9

Логические
действ ия
операц ии

Развивать
и логическое
мышления, умение
кодировать
и декодировать
информацию
о
свойствах.
Формировать
навыки
Развивать
и логическое
мышление,
умение строго
выполнять
правила при
выполнении
действий, внимания.
Создавать
положительные
эмоции,
групповую
сплоченность,
наблюдательность

10

Логические
действия
операции

Развивать
и логическое
мышление,
внимание.
Формировать
навыки
сотрудничества

1.Проблемная
ситуация «Письмо о
просьбе
построить
дома»
2.Дидактическая
игра «Построй дом»
3. Физминутка
4.
Рефлексия
И.у
«Волшебная
палочка»

Блоки Дьенеша в мешочке, 4
карточки-домика,
прямоугольники по размеру
клеток на карточки «кирпичи»

11

Логические
действия
и
операция
разбиения по
свойствам

1.«В
гости
к
сказочным
персонажам»
Загадки про
Буратино, Незнайку,
Дюймовочку
2.Дидактическая
игра «Раздели блоки– 1»
3. Физминутка
4.
Рефлексия
И.у
«Волшебная
палочка»

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
игрушки - Буратино,
Незнайка, Обруч — ваза,
блоки — цветы.

Развивать умения
Разбивать
множество по
одному свойству
на два
подмножества,
производить
логическую
операцию «не»,
речевую
активность,
сообразительность
Формировать
навыки
сотрудничества

Блоки Дьенеша по одному
набору на двух детей, по два
набора карточек-свойств с
перечеркнутыми знаками на
каждую пару детей.

1.И.У «Пошли письмо» Блоки Дьенеша по одному
2.Проблемная ситуация набору на каждого ребенка,
«Прочитай телеграммы, схемы слов
которые получил
Крокодил Гена
на
день рождение»
3. Дидактическая
игра «Сократи слово»
4. Физминутка
5.
Рефлексия
И.у
«Волшебная
палочка»

12

Логические
действия
и
операция
разбиения по
свойствам

Развивать
умения разбивать
множество
по
двум
совместимым
свойствам,
производить
логические
операции
«не»,
«и»,
«или», речевую
активность,
сообразительност ь
Формировать
навыки
сотрудничества

1.«В
гости
к
сказочным
персонажам»
Загадки про Вини –
Пуха и пятачка
2.Дидактическая
игра «Раздели блоки– 2»
3. Физминутка
4.Рефлексия
И.у
«Волшебная
палочка»

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
игрушки — Винни-Пух и
Пятачок.

13

Логические
действия
и
операция
разбиения по
свойствам

Развивать умения
разбивать
множества
по
трем
совместимым
свойствам,
производить
логические
операции
«не»,
«и», «или»,
доказательности
мышления,
речевую
активность,
сообразительность
Формировать
навыки
сотрудничества

1.И.У «Найди свою
группу»
2.Дидактическая игра
«Раздели блоки – 3»»
3.Физминутка
4.
Рефлексия
И.у
«Волшебная
палочка»

Блоки Дьенеша по одному
набору на каждого ребенка,
игрушки (волк, заяц, лиса),
карточки-свойства.

14

Логические
действия
операции

Развивать
и способности
к
логическим
действиям
и
операциям, умение
кодировать
и
декодировать
информацию,
изображенную на
картинке. Умение
видоизменять
свойства
предметов
в
соответствии со
схемой,
изображенной на
картинке. Закрепить
умение
сравнивать числа
между собой в
пределах 10

1.«Мозговой штурм»
2.Дидактическая
игра
«Логический
поезд»
3.Физминутка
4.
Рефлексия
И.у
«Волшебная
палочка»

Блоки Дьенеша на каждого
ребенка, три паровоза разного
цвета, 4 вагона, карточки с
символами изменения
свойств, карточки и
изображение отношений
между числами ( Н –Р: 2 < *<
4)

15

Логические
действии и
операции

16

Логические
действия
операции

Развивать
способности
декодировать
информацию,
изображенную на
карточке, умение
выбирать
блоки
по
заданным
свойствам,
закреплять навыки
вычислительной
Развивать
и способности
декодировать
информацию,
изображенную на
карточке, умение
выбирать
блоки
по
заданным
свойствам,
Формировать
навыки
сотрудничества

1«Мозговой штурм»
2.Дидактическая игра
«Мозаика
цифр»
3.Физминутка
4.
Рефлексия
И.у
«Волшебная
палочка»

Блоки Дьенеша, 48 карточек с
изображением символов и
примеров, 12 числовых
карточек, 15 предметных
карточек

1.И.у «Найди свою
группу»
2.
Дидактическая
игра «Архитекторы»
3. Физминутка
4. Рефлексия
И.у
«Волшебная
палочка»

Блоки
Дьенеша
каждого
ребенка,
алгоритмы
последовательности работы
№1 и №2

Раздел «Цветные палочки»
№

тема

Задачи

Содержание

1

Конструирова
ние

Развивать умение
выкладывать
изображение по
контуру и схеме.
Развивать
аналитические
способности,
воображение

1.Сюрприз посылка
Незнайки
2.Дидактические
игры «Выложи из
палочек» (по контуру)
«Продолжи
узор»
(по схеме)
3.Физминутка
4. Рефлексия
1.И.у «Найди пару»
2.Дидактические
игры «Для вас,
девочки», «Для вас,
мальчики»
3.Физминутка
4.Составление
рассказа
5 Рефлексия

2

3

Развивать умение
договариваться
друг с другом,
планировать
работу
доводить
совместное дело
до конца.
Развивать
речевую
активность,
воображение
Конструирова
ние
-

Средства
обучения,
материал
Палочки Кюизенера (по
коробке на каждого ребенка),
схемы, карточки – контуры
предметов

Палочки Кюизенера (по
коробке на двух детей, схемы
сюжетов)

Развивать умение
1.Чтение сказки « Палочки Кюизенера (по
самостоятельно
Сказочный город»
коробке на каждого ребенка)
придумывать
2.Дидактическая игра
сюжеты
по «Сказочный город»
знакомым
3.Физминутка 4.
сказкам
Рефлексия
Развивать
воображение

4

Величина -

Учить сравнивать
предметы
по
величине,
обозначать
результат сравнения
(выше – ниже, шире
-уже,
больше
-меньше).

1.Логическая задача
Палочки Кюизенера (по
«Угадайте, кто выше
коробке на каждого ребенка)
(ниже) ростом».
«Петя выше Саши, а
Саша выше Коли. Кто
из мальчиков самого
низкого роста? А
самого высокого?»
2.Дидактическая игра
«Стулья для семьи»
3.Физминутка «Уберем
камни» ( На столе
горка из палочек
разных цветов.
Первый ребенок
вытаскивает самую
длинную
палочку,
другой чуть короче
и.т.д.)
4. Рефлексия

5

Количество и
счет

Продолжать
увеличивать
и
уменьшать числа в
пределах 10 на
единицу;
учить
называть «соседей
данного числа»;
познакомить
с
четными
и нечетными
числами,
устанавливать
логические связи.

1.И.У « Назови на 1
больше, меньше»
2.Дидактическая игра
«Чет – нечет»
3.Подвижная
игра
«Найди
свой домик» 4.
Рефлексия

6

Количество и
счет

Учить составлять
число из 2 меньших
чисел, развивать
зрительный
глазомер,учить
понимать
поставленную
задачу и решать её
самост.

1.И.У
«Чудесный Палочки Кюизенера (по
мешочек» (воспитатель коробке на каждого ребенка),
достает из мешочка
мешочек с палочками
любую
палочку,
дети
показывают
цифру не называя ее
числового
обозначения)
2.Дида ктическая
игра «Кто в домике
живёт?»
3.П/ игра « По
порядку стройся»
4. Рефлексия

Палочки Кюизенера (по
коробке на каждого ребенка), 2
обруча

7

Количество и
счет

Составлять коврики
для чисел 6, 7,8,9,10,
учить составлять
числа
из
2 меньших
чисел,
выработать
представления о
действиях сложения
и вычитания

1.И.У «Посчитай –
Палочки Кюизенера (по
ка»
(прямой
и коробке на каждого ребенка)
обратный
счет
в
пределах 10)
2.Дидактическая игра
«Числовой коврик»
3.Физминутка
4.Рефлексия

8

Количество и
счет

Продолжать учить
детей увеличивать
, уменьшать числа в
пределах 10 на 1,
учить называть
соседей
числа,
учить сравнивать
смежные
числа,
Учить
устанавливать
логические связи и
закономерности,
развивать
зрительный
глазомер,
учить
понимать
поставленную
задачу, решать её
самостоятельно,
формировать навык
самоконтроля.

1.И.у
«Назови Палочки Кюизенера (по
соседей»
коробке на каждого ребенка),
2.Дидактическая игра обручи
«Покажи, как растут
числа» 3.Подвижная
игра « Найди цифру» 4.
Рефлексия

9

Количество и
счет

Закрепить название
цветов и
числовое
обозначение, умение
соотн цвет
и
число, пользоваться
арифметическим и
знаками , учить
находить палочки в
сумме равные
двум данным

1.И.У«Посчитай
Палочки Кюизенера (по
-ка» ( прямой
и коробке на каждого ребенка)
обратный
счет
в
пределах 10)
2.Дидактическая игра
«Палочки можно
складывать»
3. Подвижная игра
«Найди пару»
4. Рефлексия

10

Количество и
счет

Учить
ориентироваться
в
пространстве
(понятия
«налево»,
«направо»),
развивать
количественные
представления,
учить
находить
разность чисел.

1.
И.у
«Назови Палочки Кюизенера (по
соседей»
коробке на каждого ребенка), 3
2.Дидактическая игра обруча
«Палочки можно
вычитать»
3. Подвижная игра
« Где больше?»
4. Рефлексия

11

Время

Развивать умение
детей
моделировать часы,
определять время по
часам с точностью
до одного часа

1.И.у «Часы»
2.Дидактическая игра
«Время» 3.Физминутка
4. Рефлексия

12

Измерение

Учить понимать
количественные
отношения, учить
находить
связь
между
длиной
предмета, размером
мерки и
результатом
измерения, учить
устанавливать
логические связи и
закономерности.

1.Логическая задача
Палочки Кюизенера (по
«Надо
разделит коробке на каждого ребенка)
пять яблок между
пятью
девочками
так,
чтобы
одно
яблоко осталось в
корзине»2.Дидакти
ческая игра «Узнай
длину ленты»
3.Физминутка 4.
Рефлексия

13

Измерение

Учить измерять с
1.Логическая задача «В Палочки Кюизенера (по
помощью
двух вазе лежало три яблока. коробке на каждого ребенка)
условных мерок Мама угостила ими
длину предмета, трех девочек. Каждая
учить
находить из девочек
зависимость между получила по яблоку, и
измеряемой
одно осталось. Как
величиной, меркой это получилось? 2.Д/
и результатом,
игра
«Измеряем
устанавливать
разными мерками»
логические связи.
3.Физминутка4.
Рефлексия

14

Решение логи
ческих задач

Учить
решать
логические
задачи на основе
зрительно
воспринимаемой
информации,
учить
понимать

Палочки Кюизенера (по
коробке на каждого ребенка),
модели часов с двигающимися
стрелками

1.Логическая задача
Палочки Кюизенера (по
«Отгадайте, в каком
коробке на каждого ребенка)
порядке
сидит
Наташа,
Оля
и
Сережа,
если Наташа
слева
от Оли, а Оля справа

предложенную
задачу.

от
Сережи;
Оля
слева от Наташи, а
Сережа справа от
Оли; Оля справа от
Наташи и между
Наташей
и Сережей».
2.Дидактическая игра
«Разноцветные
дорожки»
3.Физминутка
4. Рефлексия

15

Решение логи
ческих задач

Учить
решать
логические
задачи на основе
зрительно
воспринимаемой
информации,
понимать
условие
предложенной
задачи
и
выполнять
её
самостоятельно.

1. И.У «Встань там, Палочки Кюизенера (по
где
я
скажу!» коробке на каждого ребенка)
(Воспитатель
вызывает 5 детей.
Предлагает
им
встать
друг
за
другом и угадать,
кто
впереди, кто
сзади от них стоит.
Затем
вызывает
вторую подгруппу)
2.
Дидактическая
игра
«Детская
железная дорога»
3. Физминутка
4. Рефлексия

16

Решение логи
ческих задач

Учить
решать
логические
задачи на основе
зрительно
воспринимаемой
информации,
понимать
условие
предложенной
задачи и выполнять
её самостоятельно.

1.И.У .» Посчитай – ка» Палочки Кюизенера (по
( счет до 20 и обратно) коробке на каждого ребенка)
2.Дидактическая игра
«Детская железная
дорога»( более
сложные варианты)
3.Физминутка 4.
Рефлексия

Раздел «Итоговое занятие»
№

Тема

Цель

Содержание

1

Итоговое занятие «Путешествие
в Африку»

Закрепление детей Конспект
полученных
прилагается, стр
знаний
116-122

Средства
обучения,
материал
Схемы: «Мост»,
«Корабль»,
«Багаж»,
комплекты
палочек
«Кюизенера,
блоки Дьенеша»

4.Методическое обеспечение
4.1 Форма занятий
Непосредственная образовательная деятельность программы проводится в форме совместной
игры педагога и детей (игра – сказка, игра – путешествие, игра – экспериментирование, игра –
сюрприз). Для создания интереса к игре используются разнообразные сказочные сюжеты, персонажи,
загадки. Во время игры дети решают познавательные задачи, исследуют, конструируют, выкладывают
изображения, составляют рассказы по картинкам. Используется разнообразный наглядный материал:
рисунки, схемы, чертежи, карточки, которые включены в учебно–игровые комплексы к палочкам
Кюизенера и блокам Дьенеша. Во время занятия проводится физминутка, которая позволяет детям
расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и
мелкой моторики. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети
выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта. Дети не ограничены в возможностях выражать в
играх свои мысли, чувства, настроение. Образовательная деятельность построена с учетом возрастных
особенностей детей на доступном детям материале по принципу «от простого к сложному». Структура
непосредственной образовательной деятельности: 1ч
Вводная Цель: Вызвать интерес к игре, поставить перед детьми цель Приемы: загадка,
стихотворение, сказка, знакомство со сказочным персонажем 2ч
Основная Цель: решение задач данной образовательной деятельности Приемы: проблемные
ситуации, исследования, эксперименты, физминутки 3ч
Заключительная Цель: Рефлексия, подведение итогов Приемы: беседа, оценка, самооценка
4.2.Технологии организации образовательного процесса:
-технология исследовательской деятельности (игровые обучающие и творчески
развивающие ситуации; проблемные ситуации; моделирование, конструирование)
-личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества)
- информационно-коммуникационные технологии
- ( «Мозговой штурм», «Хорошо-плохо», типовое фантазирование)
- социоигровые технологии В.Е. Рылеевой (игры «Волшебная палочка», «Найди пару», «Найди
группу»)
-здоровьесберегающие технология (физминутки, подвижные игры) 4.3.Методы и приемы
организации образовательного процесса
- игровые (игровые ситуации, дидактические, подвижные игры)
- наглядные (образцы, таблицы, схемы, карточки )
- словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог)
- практические (упражнения, обследования, исследования) Методы, в основе которых лежит
уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
4.4.2. Учебные и методические пособия для педагога и детей
Дидактические пособия
-Наборы «Блоки Дьенеша»
-Наборы «Палочки Кюизенера»
-Дидактический альбом «На золотом крыльце…». Авт.-сост. Б.Б. Финкельштейн.- СП- б.:
«КОРВЕТ», 2003.
-Дидактический альбом «Давайте вместе поиграем» Возраст: 3-7 лет. Производитель:
ООО "Корвет" СПб, 2004
4.4.3.Раздаточный и демонстрационный материал:
Таблицы, карточки, схемы, игрушки-персонажи, обручи, веревочки
4.4.4.Технические средства обучения: Музыкальный центр Компьютер
4.4.5.Методические пособия
1. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению
математике детей 5 – 7 лет/ сост. Л.Д.Комарова - М: Изд. Гном и Д, 2012.
2. Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников/ сост. Е.А. Носова,
Р.Л. Непомнящая. Библиотека программы Детство - СПб Детство – Пресс, 2002.
3. Новикова, В.П., Тихонова, Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера Для
работы с детьми 3–7 лет / сост. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова- М. Мозаика -Синтез, 2011.
4. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст Выпуск 1/ сост. Е.Н.
Панова - ТЦ Учитель Воронеж, 2007.
5. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ Старший возраст Выпуск 2/ сост. Е.Н.
Панова - ТЦ Учитель Воронеж, 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».