Музыкальная деятельность
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (направление «Музыкальная деятельность») разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования, на базе Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 566.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на: становление эстетического отношения к окружающему миру;
-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- формирование у детей умения интегрировать различные виды творческой деятельности, принимать активное участие в создании эстетической среды;
- развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов;
- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
- обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта детей;
- развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
- создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира;
- развитие у ребенка потребности в творческом самовыражении в различных видах художественной деятельности, через использование разнообразных изобразительных средств;
-развитие общих и специальных художественно-творческих способностей, способов самостоятельных действий, самостоятельных творческих решений, способности к свободному художественному экспериментированию при эстетическом освоении мира.
Основные цели и задачи по направлению «Музыкальная деятельность»
Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении
Принципы и подходы к формированию программы
Основными принципиальными положениями основной образовательной программы МБДОУ, а также Рабочей программы по музыкальной деятельности являются:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребенка;
- учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
- реализация Рабочей программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
- сотрудничество МБДОУ с семьей;
- приобщение детей к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Основные подходы к формированию программы:
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:- в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника;- организация воспитательного процесса основывается на равноправном сотрудничестве и взаимопонимании педагога и воспитанников;-индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников.
-деятельностный подход, связанный с видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка;
-аксиологический (ценностный) подход предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей и гуманистических начал, оказывающих влияние на формирование личности ребенка;
-культурно-исторический подход
-возрастной подход.
В планировании и организации образовательного процесса учитываются характеристики развития музыкальной деятельности детей на разных возрастных этапах дошкольного периода (2 – 7 лет).
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).